Почему Церковь не молится о некрещеных, и как это можно делать самостоятельно?

27.12.2016           Комментариев к записи Почему Церковь не молится о некрещеных, и как это можно делать самостоятельно? нет

На прошлой неделе наша семья отметила юбилей моей двоюродной бабушки, которой исполнилось 90 лет. Когда закончилось домашнее застолье и отзвучали здравицы, мы, как водится, разговорились о жизни. Воспоминаний было много, и среди них я, вдруг, к огромному своему удивлению услышала о том, что наша баба Вера, оказывается, некрещеная.

В младенчестве ее и крестить было некому, потому что родители были молодыми коммунистами и, соответственно, церковь посещать не могли по определению. Потом она сама стала партийной. А в старости, когда жизнь вокруг изменилась, как-то постеснялась принимать крещение. Говорит: «Какая из меня христианка? Всю жизнь в церковь не ходила, Бога не знала. Вот умру скоро, там буду просить за все прощения. Авось не прогонят».

Дальнейший наш общий спор на эту тему (в духе «кто виноват?» и «что делать?») описывать не буду. Главным во всем этом стал для меня тот факт, что я-то за бабу Веру не только в церкви всю жизнь Бога молила, но и подавала ее имя в записочках на заздравную молитву. А этого, оказывается, было делать нельзя. А если все-таки можно?

Как молиться о некрещеных родных

В общем, на следующий день я отправилась в храм к батюшке за разъяснениями на этот счет. Отец-настоятель в нашей ближней церкви хоть и молодой, но очень толковый и внимательный. Поговорить с ним, послушать его проповеди – одно удовольствие. Так что его мнение о том, насколько я нагрешила и могу ли теперь молиться за свою бабулю, для меня было очень важным. Проговорили мы больше часа, и я вернулась домой из храма с легким сердцем.

Во-первых, отец Михаил отпустил мне мой грех незнания истины. Во-вторых, он вселил в меня надежду на спасение бабушкиной души и в очередной раз укрепил мою собственную веру. Его рассуждения были настолько важны для меня, что дома я изложила их по пунктам, а потом решила опубликовать эти тезисы в блоге. Может, кому-нибудь пригодится.

Вначале отец Михаил говорил о таинстве крещения

Без приобщения к нему человек не может считаться христианином. Сам Иисус установил это таинство незадолго до своего вознесения на небеса. Оно символически имитирует воскрешение души через сакральное, с молитвой, погружение тела в воду. Так человек очищается от грехов и возрождается к новой – духовной и благодатной – жизни во Христе. Он становится в тесное единство со Спасителем и входит в лоно Его Церкви.

В православии принято крестить младенцев на 40-й день после их рождения. Это еще ветхозаветная традиция, так как именно на 40-й день в благодарность Богу зарождение ребенка родители приносили жертвы на алтаре. В Новом Завете рассказывается о том, как Мария и Иосиф на сороковой день после Рождества Христова принесли младенца во храм, где его встретил старец Симеон и признал в нем Сына Божьего. Теперь этот праздник называется Сретеньем Господним – встречей и соединением Ветхого (Симеон) и Нового (Иисус) Заветов. В честь этого события и считалось правильным крестить младенцев именно через 40 дней после их появления на свет. На самом же деле Церковь этого не требует, и крестины можно устраивать и до, и после – в зависимости от обстоятельств.

Главное, чтобы обряд произошел. Если же дитя бывает долгое время не крещено, то это считается грехом родителей. Однако некрещеные дети вырастают и становятся взрослыми. Если они отказались от крещения в сознательном возрасте, то ответственность за это целиком и полностью лежит уже на них самих. И здесь бесполезно ссылаться на эпоху, обстоятельства жизни или влияние других людей. Это только твой выбор, твоя вина. Если для некрещеных младенцев существует ряд исключений, то о взрослых Церковь не молится однозначно.

Почему? Потому что они не являются ее частью, отсечены от ее тела. Многие религиозные деятели сравнивают их с отступниками и еретиками, а их нежелание креститься – с непризнанием веры и с выступлением против нее. Жестко, не правда ли? Есть даже образное сравнение Церкви с телом Божиим, а всех верующих с его живыми клеточками. Неверующие же сопоставимы с мертвыми, загнивающими частями, которые излечить уже невозможно, даже молитвами. Поэтому работники храма, принимая записки с именами для литургии «О здравии» и «О упокоении», всегда спрашивает, крещены ли эти люди. Некрещеных нельзя поминать на Проскомидии, так как они не преданы Господу.

Но есть и исключения

 То есть так категорично высказываются и ведут себя не все представители Церкви. Самый яркий пример компромисса – это молебны святому мученику Уару, которые каждую субботу проводятся в церкви Живоначальной Троицы на Пятницкой улице в Москве. Они идут сразу после литургии с половины 9-го до 9-ти утра. Во время молебна прихожане просят Господа о некрещеных родственниках и знакомых. Житие святого Уара повествует о том, как наделенный особой благодатью мученик после смерти своей отмолил грехи родственников некой благочестивой вдовы Клеопатры, многие из которых при жизни были язычниками. В каноне и молитве мученику Уару содержатся горячие просьбы о прошении ко Господу простить и упокоить некрещеные души.

Но все же большинство священнослужителей относятся к излишнему рвению на этот счет отрицательно. Особенно подчеркивается нежелательность молитвы (даже про себя!) о некрещеных во время Литургии, так как на ней приносят Евхаристическую Жертву. А вот во время панихиды молчаливые обращения к Господу возможны.

Личную же молитву о прощении

тех, кто находится вне тела Христова, считают благодатной и действенной буквально все. Существуют даже различные церковные предания на эту тему. Самое известное повествует о том, как преподобный Макарий Египетский однажды говорил в пустыне с черепом языческого жреца идолопоклонников, который просил его молиться об утешении этих грешников. О силе индивидуальной молитвы говорят и святые старцы.

  • Например, преподобный Лев Оптинский рекомендовал молиться так: «Помилуй, Господи, душу раба Твоего (имя), отшедшего в жизнь вечную без Святаго Крещения. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя». Он советовал произносить это на каждой «Славе» при чтении за усопших Плалтири. Преподобный Иосиф Оптинский тоже отмечал великую силу этой молитвы, которую можно творить в любое время суток и про себя, и в храме.
  • Еще одной мощной молитвой считается обращение к Божией Матери «Богородице Дево, радуйся…». Ее нужно читать столько, сколько на это хватит сил: 30, 50, 150 раз подряд.
  • Отец Михаил считает, что молиться можно и своими словами. Главное, чтобы они были искренними и шли к Богу от души, от сердца. Самое важное в любом молении – это вера и горячность. Именно ваша настоящая несокрушимая вера сможет дать мир и покой некрещеным – живым или мертвым.

Особой силой обладает материнская молитва

Даже Церковь разрешает ее творение не только перед домашним, но даже и храмовым алтарем. Любовь матери настолько сильна, что ее слова возносятся к самим небесам, и Бог слышит их всегда. Существуют разные материнские молитвы. Например:

  • за некрещеных младенцев, которые приняли смерть в материнской утробе;
  • за некрещеных младенцев (из Псалтири или Афанасия Афонского);
  • молитва Богородице о детях.

Первые 2 возносятся за деток, умерших еще не рожденными, 3-я – за всех детей, уже появившихся на свет («крещенных и безымянных») и «во чреве матери носимых».

Еще раз повторюсь, что во время нашей длительной беседы с отцом Михаилом моя совесть постепенно успокоилась. Этот священник всегда приводит меня в состояние удивительной внутренней гармонии. Когда я с ним говорю, то особенно сильно начинаю чувствовать, что Бог – это любовь и милосердие. Даже очень грешная душа может получить Его прощение после искреннего раскаяния.

 Горячая молитва за человека – это тоже дорога к спасению его души. Ведь Церковь учит, что даже после смерти прямые потомки могут помочь умершему, благотворно повлиять на его загробную участь. Для этого они должны жить по Христовым заповедям и молиться за своего предка, веруя в милосердие Господне. Вот и я буду просить Бога за бабу Веру.

Интересные статьи:

Каков смысл и порядок обряда отпевания покойного?

Почему усопших мы поминаем на 3, 9, и 40 день?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На днях я еще раз убедилась в том, что детское горе может быть более глубоким, чем у взрослого человека. Ведь ребенок (вопреки уверениям некоторых психологов, что у него подвижная психика, она «работает на вычеркивание негатива» и т.д.) еще эмоционально не огрубел от многочисленных жизненных стрессов, не научился загонять чувства вглубь, маскировать их разными текущими делами […]

Подробнее14.03.2016

Катакомбы капуцинов в Палермо У одних людей это место вызывает отвращение, а у других – полный восторг. Я не из пугливых, и потому не могла не посетить самое мистическое место Сицилии. Забегая вперёд скажу — остаться равнодушным после увиденного просто невозможно! Я была под впечатлением целую неделю! Речь идёт о катакомбах капуцинов в Палермо (Сицилия). […]

Подробнее14.04.2017

up