Легенды о жизни и загадочных смертях знаменитых скульпторов и зодчих

3.04.2017           Комментариев к записи Легенды о жизни и загадочных смертях знаменитых скульпторов и зодчих нет

Мои друзья, родные и читатели блога время от времени спрашивают – зачем мне вся эта мистика? А я всегда говорю, что потустороннее, загадочное и неизведанное привлекает меня лишь немного больше, чем всех остальных. Таинство рождения и смерти во все века представляло для человечества загадку. Просто наша натура так устроена, что поколение за поколением пытается найти ответ на эпический вопрос: «Кто нас создал и что ждёт нас после окончания земного пути?». Согласитесь, нет ничего более загадочного, чем жизнь после смерти! До сих пор никому не удалось постичь истину нашего происхождения и приоткрыть завесу того, что ждёт человека в мире ином. Эти вопросы без ответов породили фольклор с его сказками, былинами, легендами и мой блог, в конце концов. Некоторые из них всего лишь мифы, в других есть зерно истины. Но все эти истории достойны быть переданными из уст в уста.

История Сикстинской капеллы

Одна загадочная история прочно связана с именем величайшего художника и скульптора Микеланджело Буанаротти – создателя легендарной Сикстинской капеллы. Благодаря этой работе его имя навсегда вошло в анналы истории.

Многие смогли полюбоваться этим шедевром воочию, кто-то читал о нём в книгах. Но история Сикстинской капеллы поражает не меньше, чем само её величие.

  1. Из скульптора в художники. Микеланджело начал работу над гробницей для Юлия II в 1505 году. Он долгие месяцы заготавливал для проекта мраморные блоки, но из-за козней архитектора Браманте произошла ссора императора и творца. Спустя год ваятель вернулся в Рим, где ему предложили расписать потолок Сикстинской капеллы с подачи всё того же архитектора. Расчёт был на то, что скульптор не справится и заказ получит Рафаэль Санти – земляк Браманте. Расчёт не оправдался – Микеланджело не только согласился написать то, что от него просили – он значительно усложнил себе задачу. Распустив других художников и, уничтожив часть орнамента, он решает покрыть 600 м2 площади иллюстрациями из Ветхого завета. Это был первый случай, когда ваятель оставляет свой род деятельности и уже в немолодом возрасте берётся за работу, в которой почти не имеет опыта. Всего за 26 месяцев проект был завершён, а позднее завоевал статус величайшего шедевра всех времён и народов.
  2. Обнажённые тела. Католическая церковь была против изображения обнажённых тел на фресках. Тем не менее Микеланджело сознательно рисует фигуры без одежды. Когда его произведения назвали «лютеранской гнусностью», он лишь парировал с усмешкой:

    «Скажите папе, что это мелочь, которую очень легко поправить. Пусть его святейшество заботится о том, чтобы навести порядок в мире, а придать должный вид моей картине дело нехитрое.»

    Позднее по распоряжению Павла IV другой художник «одел» обнажённые тела.

  3.  Опасное хобби. Микеланджело не покидал капеллу и не допускал присутствия посторонних. Зачем ему это было нужно? Учёные обратили внимание на то, что на фреске «Сотворение Адама» Бог изображён в виде большого мозга, который точно повторял строение мозга человеческого. Вероятно, картина содержала намёк на Высший разум, но мастер никогда никому об этом не говорил. Это и не удивительно, ведь Микеланджело в возрасте 17 лет тайно вскрывал трупы в целях изучения анатомии. Тогда-то он и познакомился с анатомией мозга. Но в то время подобное деяние каралось смертной казнью.
  4.  Символ врага. За слишком подробное изображение человеческой натуры Микеланджело не раз подвергался критике. Главным недругом гения был Аретино. Он грозился написать на Микеланджело инквизиторам, втаптывал в грязь всё, что было ему ценно. Художник ответил ему в своём творении. Искусствоведы считают, что в одной из фресок он изобразил Аретино в образе святого мученика, который содрал с автора капеллы кожу.

Микеланджело был мастером двойственных изображений. Его работы имели глубокий скрытый смысл. Только много веков спустя искусствоведы научились «читать по слогам» послание этого гения.

Печальная история мастера подделок

Если Микеланджело был автором величайших произведений, то его земляк Альчео Доссена с удивительной точностью копировал чужие шедевры. Выставки этого итальянского скульптора пользовались неслыханной популярностью. Но сам гений тяготился своей славой. Это и не удивительно, ведь его называли величайшим в истории мастером подделок.

В юности Альчео был простым подмастерьем каменотёса, в чьей мастерской создавались камины и могильные памятники. Всю свою жизнь он еле сводил концы с концами пока в 37 не переехал в Рим, где его застала война. В свободное от службы в армии время Доссена мастерил красивы поделки. Одной из них стал рельеф, изображающий Мадонну с младенцем. Он удался на славу, и скульптор решил выручить за него немного денег.

Альчео показал своё творение трактирщику, а тот свёл мастера с антикваром Фазоли. Доссена не признался, что является автором скульптуры. Он сказал, что нашёл её в разрушенной церкви. За рельеф скульптор выручил много денег. Сразу же после демобилизации он захотел повторить свой успех.

Разыскав Фазоли, Дольчеа показал ему ещё несколько своих шедевров, сказав, что они тоже старинные. Но антиквар быстро раскусил обман. Впрочем, это нисколько его не расстроило. Будучи человеком дальновидным, Фазоли понял, что нашёл курицу, несущую золотые яйца. Он запланировал аферу, к которой привлёк коллегу – антиквара Палези. В своей мастерской они искусно состаривали работы Доссена и дорого продавали их в частные коллекции и музеи.

Это предприятие могло бы существовать очень долго, если бы не жадность антикваров. Они получали огромные деньги за труды Альчео, но даже не думали о том, чтобы выплачивать автору какое-то дополнительное вознаграждение.

За 8 лет на фальшивках Альчео Доссены друзья заработали свыше 70-ти миллионов лир. Свалившееся богатство ослепило их. Когда от болезни умерла жена скульптора, у того совершенно не было денег на её похороны. Доссена обратился за помощью к Фазоли, но не получил ни лиры.

Обиженный скульптор поспешил сообщить обо всём журналистам. Разгорелся мировой скандал. Некоторые покупатели отказывались верить в то, что заплатили деньги за искусную копию. Но доказательств было достаточно. В итоге Альчео Доссена получил по суду компенсацию, мировое прозвище «мастер подделок» и славу. До конца жизни он продавал скульптуры своего авторства, выставлялся в Италии и Германии. А после смерти имя Доссены тихо кануло в лету.

Странные смерти скульпторов и зодчих

Мир скульпторов и зодчих вообще был щедр на интересные истории и легенды. Творческая жизнь этих людей всегда была достоянием общественности. Отсюда брали своё начало различные предания. Чаще всего они затрагивали тему смерти. Нередко она была окутана загадками. Несколько таких дошло и до нас.

А. Ф. Кокоринов

Этот архитектор по совместительству возглавлял Императорскую Академию Художеств. По преданию в Академию однажды явилась Екатерина Великая. Императрица, якобы, испачкала своё платье краской, за что Кокоринову последовал выговор. Он не вытерпел обиды и повесился. По другой версии причиной самоубийства стало обвинение архитектора в растратах. Но есть свидетельства, будто умер Кокоринов от водянки, от которой страдал много лет. Какая из версий правдива, не известно.

Андрей Воронихин

Имя скульптора Воронихина впервые зазвучало с началом возведения Казанского собора. Досужие сплетники глаголили о том, что он был внебрачным сыном самого графа Строганова. Почвой для них послужило несколько фактов:

  • Воронихин воспитывался в графском доме;
  • Строганов помогает скульптору продвигаться по службе в Академии художеств;
  • Скульптор Воронихин выигрывает конкурс на строительство собора, обойдя именитых зодчих. Стоит ли говорить о том, кто был его покровителем?

Смерть этого зодчего была не менее загадочной, чем его жизнь. До сих пор не известно, покончил ли он с собой или умер от инсульта во время работы. Но в пользу второй версии говорит тот факт, что тело Воронихина было погребено на кладбище Александро-Невской лавры. В случае самоубийства это было бы невозможно в виду запрета православной церкви.  

Огюст Монферран

Судьба Огюста Монферрана также нашла своё отражение в фольклоре. Этот архитектор руководил строительством Исакиевского собора. Стройка затянулась. Из-за этого по Петербургу поползли слухи, мол Монферран не спешит, потому что ему предсказали смерть вскоре после окончания строительства. Было то простым совпадением или промыслом Дьявола, но архитектор почил почти сразу после того, как Исаакиевский собор был достроен.

Есть интересная легенда, которая описывает события последних дней Монферрана. Согласно ей на открытие собора пришёл император. Он осматривал скульптурный декор, который изображал группу христианских святых. Было на нём и изображение самого Монферрана, которое по сути являлось своеобразной подписью творца. Приглашённый Исаакий Далматский обратил внимание императора на то, что святые «приклонили» голову перед Государем, а фигура архитектора – нет. Император ничего не сказал Монферрану, но и не поблагодарил его за работу, а также отказал в рукопожатии. Этот случай так подкосил архитектора, что тот заболел и вскоре умер.

Клодт

В городских легендах есть упоминание об авторе Аничкова мостаскульпторе Клодте. Согласно преданию, кто-то сказал ему, что у созданных им коней нет языков. Замечание «доброжелателя» сильно расстроило Клодта, он впал в депрессию, перестал общаться с друзьями, а вскоре заболел и скончался. Могла ли молва стать причиной гибели талантливого скульптора доподлинно не известно.

Призраки напоминают о себе

Мистическая тема проходит через городской фольклор красной линией. Существует несколько легенд о призраках скульпторов, которые бродят по ночам, издавая таинственные звуки. Одна повествует о М. Козловском. Скульптор Михаил Козловский известен своим памятником Суворову и скульптурой Самсона, который разрывает пасть льву.

По преданию в ночи, когда случаются наводнения, и вода заливает подвалы Петербургской Академии художеств, темноту разрывают стук и крик.

Известно, что в 30-х годах 20-го века прах Козловского перенесли со Смоленского кладбища в Некрополь Александро-Невской лавры. Предполагали, что после этого наваждение исчезнет, но по словам сторожей призрак всё время возвращается в Академию.

Быть может, духи каким-то непостижимым образом общаются между собой. К слову, в Академии приживает не только дух Козловского, но и призрак Кокоринова, о самоповешении которого мы уже упоминали. И их история – не единственная.


По легенде своё детище не покинул после смерти Монферран. Ходят слухи, что призрак покойного архитектора бродит между колонн Исаакиевского собора, облачённый в длинный мрачный сюртук. Фигура исчезает, если на неё пристально смотреть.

Обряды отпевания

В эти легенды можно верить, а можно считать их страшилками для детей. Но во многих религиях существуют обряды, которые призваны «проводить» душу усопшего в иной мир. В православии это называется отпевание. Свои приготовления к похоронам и молитвы за упокой есть у мусульман, иудеев, католиков. Считается, что неотпетая душа будет вечной странницей между двух миров, станет бродить по Земле как неприкаянная в виде призрака. Нюансы приготовления к похоронам у представителей разных религий вы можете узнать из наших статей.

Сегодня, когда глобализация стёрла границы между странами и народами, происходит заключение самых неожиданных союзов, в которых люди являются представителями разных религий. Это может порождать различного рода конфликты. Только знакомство с далёкими нам традициями, обычаями и обрядами позволяет понять, что у мусульман, христиан, буддистов и иудеев много общего.

Вам стоит прочесть:

Восемь самых знаменитых кладбищ Парижа

«Нептун»: самое известное и необычное подводное кладбище во всём мире!

Кто может наследовать имущество умершего человека?

Каковы причины страха смерти, и как можно справиться с фобией?

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Эта статья для меня лично стала логическим продолжением предыдущей, в которой я написала о Сорокоусте. Моя институтская подруга прочла про Сорокоуст и сказала мне, что очень скептически относится к заказанным в церкви молебнам. Не в том плане, что они вообще не нужны или бессмысленны, а в том, что личная молитва сильнее, потому что в нее […]

Подробнее2.05.2016

Весь сегодняшний день я размышляла о том, что современные реалии жизни хоть и разрушают одни стародавние традиции, зато все больше укрепляют другие. Не то чтобы это такая уж свежая мысль. Но многие почему-то считают, что в наши времена культурное наследие народа и его традиционный быт только уходят. А на самом деле – нет. По крайней […]

Подробнее15.02.2017

up