Пасха: каковы история и традиции великого христианского праздника?

15.04.2017           4 комментария к записи Пасха: каковы история и традиции великого христианского праздника?

История и встреча светлого христианского праздника Пасхи.

Пасха и у нас в России, и во многих других местах – самый главный, светлый и радостный христианский праздник с древнейших, изначальных времен появления Церкви. Он символизирует победу вечной жизни над смертью, единение души с Богом, восхождение бессмертной человеческой сущности к Престолу Господнему. В этот день для христиан заканчивается суровый Великий пост, а Страстная неделя завершается всеобщим ликованием. При этом Пасху любят и празднуют даже не слишком религиозные люди, а иногда и вовсе не верующие. Для них он символизирует приход весны, тепла, начало возрождения природы – в общем, тоже радость. И для меня с раннего детства пасхальные дни были самыми любимыми. С ними мог конкурировать лишь Новый год с его многочисленными подарками, елками и Дедом Морозом. Я хорошо помню, как накануне мама пекла куличи и обязательно для меня лично – маленький куличик с толстым слоем глазури, с изюмом и самодельными цукатами. А бабушка делала большую «царскую» пасху из домашнего творога, сливочного масла, шоколада, ванили. Обязательно с вечера стряпались печеное мясо, утка с яблоками и кролик в чесночной заливке. Я крутилась на кухне, «помогала», а после засыпала в предвкушении утреннего многолюдного застолья. К слову, блюда тогда мои не святили, потому что церкви в станице при советской власти просто не было, ее позже построили.

Потом, когда я выросла, меня заинтересовали старые традиции и обряды, их происхождение. И про Пасху я тоже много прочитала, докапываясь до самых корней, до генетических составляющих этого торжества. Оказалось, что история великого весеннего праздника жизни невероятно давняя, и началась она задолго до рождения Иисуса.

Что же было до христианской Пасхи? 

Практически все древние этносы в конце зимы или в самом начале теплого сезона устраивали похожие языческие празднества. У народов на Востоке и в европейской части континента обычаи встречать новый сельскохозяйственный год были очень похожи. Они появились в среде скотоводов и земледельцев и были посвящены богам и стихиям, связанным с живительными силами природы. Древние египтяне, например, широко и весело праздновали Опет, который проводился в честь разлива Нила и будущего урожая. Кстати, современные египтяне не забыли, а наоборот развили эту традицию. Их Шамм эн-насим – это тот же Опет, и он совпадает с днем православной Пасхи. В этот день, кстати, на столах обязательно появляются разноцветные яйца. Древние греки весной отмечали Великие Дионисии, а римляне – луперкалии. Это были пышные гуляния, которые призывали крестьянских богов прийти к людям и дать им хороший приплод скота и обилие всего того, что рождает земля.

Средневековыми англосаксами еще до их крещения почиталась языческая богиня плодородия Остера. Считалось, что она приносит людям весну и новую жизнь. Ее спутником был заяц (а может, кролик), который нес яйца. Легенды рассказывали о том, как заяц Остеры приносил яйца в поселки, жители которых славили богиню лучше других. Такой подарок означал благодатный год и хороший урожай. Древние славяне в дни весеннего равноденствия праздновали приход Зори, которую еще называли Царь-Девицей. Они разыгрывали обряд свадьбы Зори и солнечного бога Ярилы. В эти весенние дни наши предки пекли сладкие пироги, красили яйца, омывались текучей водой, чтобы смыть с себя хвори и несчастья, прыгали с той же очистительной целью через костры. А скотоводы евреи отмечали Песах – начало отела и окота домашних животных. В дар своим богам они приносили маленьких ягнят мужского пола.

Позже иудеи стали считать Песах днем, символизирующим освобождение народа из египетского рабства, а само название праздника с иврита переводится как «исход», «то, что миновало». Ветхий Завет рассказывает, что по велению Моисея в этот день 5 тысяч лет назад каждая еврейская семья заколола ягненка и его кровью пометила двери своих жилищ. Это были знаки, которые отличали иудеев от язычников и ограждали истинно верующих от очередной казни, павшей на египтян по воле Божьей. После той страшной ночи устрашенный фараон наконец отпустил всех евреев из рабства и разрешил им уйти из страны вместе со своим скотом. А Бог разверз перед ними пучину моря и спас от войска фараонова. С тех пор Песах и стал одним из важнейших иудейских праздников.

Что Пасха означает для христиан?

Все знают, что она связана с историей распятия и Воскресения Иисуса. Семь недель Великого поста это вновь и вновь воплощаемая история великих вех христианской веры. Собственно с жертвой Спасителя связана его шестая неделя, окончанием которой становится Вербное воскресенье – день входа Иисуса в Иерусалим. Это одновременно и явление Христа народу в качестве Мессии, и начало его Крестного пути. Последние 7 дней земной жизни Иисуса и его жертвенная смерть особенно подробно описаны в Библии.

Сама казнь Христа состоялась после окончания еврейской Пасхи, но тело покойного Спасителя сразу омыть и умастить благовониями оказалось невозможным, так как в субботу этого было делать нельзя. Утром в воскресенье в пещеру ко гробу Иисуса пришли женщины из христианской общины, чтобы совершить над телом обряд омовения. Они нашли вход открытым, тела же внутри не оказалось. Зато женщины увидели там ангела в белых одеждах, который рассказал им о Воскресении и Вознесении Спасителя. В это же время воскресшего Христа увидели и апостолы. С тех самых пор христиане и стали праздновать Пасху в честь этого величайшего события. Вначале это делалось вообще каждую неделю. А в 325-м году Первый Вселенский Собор постановил встречать Пасху один раз в году в ближайшее воскресенье по окончании 1-ого полнолуния после весеннего равноденствия. С тех пор Пасха приходится на разные дни, выпадающие между 4-м апреля и 8-м мая. По юлианскому календарю простому человеку очень сложно рассчитать пасхальный день, поэтому для удобства верующих это заранее сделано на много лет вперед. А в этом 2017 году совпадают православная и католическая Пасхи, что бывает не так уж и часто.

Символика Великой Седмицы.

Весь предпасхальный пост может выдержать далеко не каждый. Но многие верующие стараются обязательно поститься хотя бы его 1-ую и последнюю недели. Особенно последнюю, так как каждый ее день – особенный.

Великие понедельник и вторник 

посвящены последним беседам Спасителя с его учениками и с народом. Обычно в эти дни пекутся праздничные пироги и куличи, готовятся яйца, начинается уборка домов.

Великая среда 

связана с предательством Иуды, который пришел к первосвященникам и предложил им выдать Иисуса в обмен на 30 серебряников. Церковь в этот день проводит елеосвящение (то есть соборование) прихожан.

В Великий четверг –

день Тайной вечери и святого причащения – Иисус впервые научил своих последователей вкушать хлеб как тело его, вино – как кровь его. Но это и день, когда свершилось предательство Иуды. Поэтому в четверг освящается соль (ведь Иисус дал хлеб с солью Иуде в знак его предательства). Эта соль после ставится на пасхальный стол и весь год считается лечебной. В четверг также принято наводить окончательный порядок в доме и купаться, а вечером идти в церковь, чтобы очистить душу (исповедаться) и причаститься. На юге России после храма родственники, друзья и соседи заходят в гости друг к другу с небольшим угощением. У нас на Кубани это называлось «разносить вечерю». Видимо, такая традиция пошла от евангельской Тайной вечери и как бы повторяла ее на бытовом уровне. К нам, например, в предпасхальный четверг всегда приходила наша соседка Александра Ивановна. Она приносила очень вкусные пирожки с маком и сливами, а мама угощала ее чаем с «Наполеоном».

Великая (страстная) пятница –

день распятия Спасителя, его смерти (которая сопровождалась бурей и землетрясением), снятия с креста и погребения. В церквях в эту пятницу не служат литургию, а лишь совершают «Царские часы». Священники выносят Плащаницу из алтаря и помещают ее в середину храма. А верующие прикладываются к ней и возносят благодарственные молитвы Иисусу, который принес себя в жертву за человеческие грехи.

В Великую субботу 

верующие вспоминают пребывание тела Христова во гробе, куда оно было положено Никодимом и Иосифом – его учениками. Именно в этот день, как знак грядущего чуда, с неба в пещеру Гроба Господня нисходит священный огонь. Именно от него потом зажигаются пасхальные свечи во всех христианских храмах. Также в субботу в церквях освящается праздничная еда – прежде всего куличи, пасхи и яйца. Многие, кроме них, приносят для освящения прочую снедь. Я сама видела в корзинках у людей колбасу, сало, сыр, конфеты, фрукты, вино. И даже бутылки с коньяком и водкой. Ну, это уже остается на совести самих приносящих.  

В полночь между субботой и воскресеньем с выноса плащаницы и крестного хода начинается торжественная служба, которая перетекает в пасхальную заутреню. Ее начало возвещают торжественные возгласы священников: «Христос Воскресе!».

Пасхальное застолье 

становится домашним продолжением праздника. Обычно стол накрывают сразу после прихода семьи с заутрени. На него обязательно ставят кулич, блюдо с крашеными яйцами и пасху. Этот набор освященных продуктов характерен для русских, украинцев и белорусов. Куличи пекли еще древние славяне, посвящая их силам плодородия. В христианстве этот освященный хлеб стал символизировать искупительную плоть Иисуса. Яйца тоже издревле были образами новой жизни, возрождения. Христианская легенда рассказывает, что впервые пасхальное яйцо появилось в руках Марии Магдалины, которая принесла его императору Тиберию вместе с вестью о Воскресении Спасителя. На глазах у императора яйцо из белого стало красным, словно окрасилось кровью. Творожную пасху обычно делают конической формы, что напоминает о Голгофе – горе, на которой Христос был распят.

Другие блюда у нас в России – обязательно мясные кушанья, готовящиеся в знак разговения после долгого поста. Это обычно буженина, холодец, колбасы, тушеные, печеные, жареные птица, кролик, свинина, баранина, телятина и так далее. Кроме этого, стол сервируют рыбой, пирогами и разной сдобой, конфетами. В разных христианских странах сложилось свое традиционное пасхальное меню.

  • В Англии, к примеру, пекут булочки, торт и готовят фаршированного ягненка.
  • Итальянцы обязательно ставят на стол баранину в артишоках и различные пироги.
  • В Польше популярны окрошка, суп журек, колбасы и разные прочие холодные мясные закуски. Пекут поляки особый ржаной хлеб и агнца из белого теста. А на сладкое предлагают фруктовые бабы и струдели с маком.
  • В Португалии гостей угощают печеньем, яйцами из шоколада и разноцветным сахарным драже.
  • Шведское меню на Пасху по большей мере рыбное. На закуску едят разные печеные сладости с кремом и шоколад.
  • В Германии обязательно готовят праздничного зайца, блюда из яиц и пирог, похожий на кулич.
  • Французы предпочитают кексы, бисквиты, пряники и слоеные пироги – в разных провинциях Франции свои кулинарные обычаи.

За многие века празднования Пасхи сложились многочисленные приметы и традиции

проведения этого дня.  В каждой стране они собственные, и время их почти не меняет. Когда я была совсем маленькая, моя прабабка рассказывала мне, почему в чистый четверг надо обязательно обмести все углы дома совершенно новым веником. Потому что тогда весь год в комнатах будет чистота, и – главное! – пауки не заведутся. Мама моя посмеивалась, но тоже делала именно так. И я вот каждый год перед Пасхой покупаю новый веник, хотя в круглогодичную чистоту без дополнительных усилий и не верю. Мама моя любит вспоминать, как она ждала в детстве пасхальное воскресенье, когда надо было обязательно надеть все красивое и совершенно новое: платье, туфли, чулки. Ведь Пасха – это обновление жизни, а значит, и одежда должна соответствовать. Еще она рассказывала, как детвора любила катать яйца (с импровизированной горки) и чокаться их острыми кончиками. Выигрывали те, чьи крашенки точнее катились и сбивали чужие или были крепче и не бились. Эти счастливчики становились обладателями чужих яиц и наедались ими так, что животы потом болели. Мама всегда получала от своего деда для такого случая особое яйцо. Курицу, которая его снесла, деда Петя месяц перед Пасхой подкармливал кальцием в виде скорлупы и речного песка. А после игр все дети бежали к церкви – посмотреть и послушать, как взрослые звонят в колокола. Звонницы в русских храмах на Пасху всегда были открыты для прихожан, которые выражали свое ликование самолично произведенным благовестом.

А вот в Болгарии, мне говорили, принято к Великому Воскресению изготавливать керамические горшочки, расписанные добрыми пожеланиями. Их выбрасывают на улицу прямо из окон. Считается, что подобрать черепок от такого горшка – к удаче. А греки во время богослужения в Страстную пятницу при упоминании иерусалимского землетрясения начинают стучать и греметь всем, что попадается под руку. Этот шум обозначает открытие Гроба Господня. Во многих европейских странах хозяйки выставляют на лужайки миски с яйцами и сладостями в подарок прохожим. А те в обмен кладут туда свои пасхальные подарки.

И везде Светлое Христово Воскресенье – это день, когда люди стараются быть достойными жертвы Спасителя. Они радуются, славят избавление своих душ от тлена, делают добрые дела. Даже пасхальная погода чаще всего бывает ясной и солнечной.

Пасха – это настолько сильное и радостное торжество, что его не удалось победить даже во времена советской власти, когда борьба с религией в принципе была довольно успешной. Конечно, на пасхальные заутрени приходило не так уж и много людей, но дома праздновали практически все. Утвердился обычай вместо храма посещать могилы близких, приносить на них куличики и яйца. Церковь это осуждает, но традиция так укоренилась, что и теперь, когда необходимость вроде бы и отпала, она осталась практически нерушимой. А уж куличи пекли всегда, и яйца всегда красили. Между прочим, даже в советских магазинах продавали к этим дням выпечку под названиями «Кекс донской» и «Кекс весенний» – на вид точь-в-точь пасхальные куличи. Я сама их хорошо помню, хотя мама моя (учительница, кстати) обязательно делала домашние. А уж бабушки непременно рассказывали внукам, что такое Пасха и почему это такой большой праздник. Так и осталась вера в народе. Как ее не уничтожали, каждый год, она возрождалась и возрождается великим Праздником Искупления. Поэтому и жив народ. Господь его хранит.

Вам стоит прочесть:

Почему усопших мы поминаем на 3, 9, и 40 день?

Интересные факты. Что может земля с могилы, чудодейственные свойства?

Нетрадиционные способы захоронения в России: кремация и крионика

Восемь самых знаменитых кладбищ Парижа

4 Комментариев(-я) к Пасха: каковы история и традиции великого христианского праздника?

  1. Ольга

    Лиана, здравствуйте!
    Хочу Вас поблагодарить за Ваш труд и обратиться за советом.
    Я прошу прощения, если мой вопрос не к той теме. Может быть, Вы мне поможете разобраться? Мой папочка ушел 7 апреля, я не понимаю, как нам молиться о его душе в связи с Пасхой? Сейчас плохо понимаю вообще, что мне говорят, была в трех церквях, где мне все разное говорили. Купила Акафист, Псалтырь и что-то еще. Показалось, что в этом без специальной подготовки не разобраться. Мне рассказывали, что вот до четверга можно читать 17 (или 18) кафизму, а потом уже нельзя, что на Светлой седьмице тоже нельзя читать ничего. В той церкви, где купила Акафист, сказали читать его, во второй — что это надо было с первого дня делать, а сейчас уже Псалтырь. Заказала Сорокоусты в трех церквях. Но мне показалось, что в какие-то праздничные дни не будут читать об упокоении? А как же душа, о которой надо молиться каждый день? И как же прерывается Сорокоуст? Я сама могу читать молитву каждый день? И ставить свечки за упокой каждый день? Или в Светлую седьмицу вообще нельзя об упокоении ничего делать?
    Молитву я читаю такую : «Упокой Господи душу усопшего раба твоего, моего отца… и всех православных христиан и прости им всякие прегрешения вольные и невольные и даруй им Царствие Небесное». Что еще может сделать достаточно далекий от церковных тонкостей человек? Спасибо!

    • Лиана Рунова

      Добрый вечер, Ольга! Примите мои искренние соболезнования. Насколько мне известно Псалтырь можно читать и на Страстной седмице. В церкви не читается Псалтырь с четверга Страстной седмицы (за исключением 17 кафизмы перед плащаницею) и всю Светлую седмицу до Фоминой недели (она будет с 23 — 29 апреля в этом году). Дома же читать Псалтирь о упокоении можно всегда, кроме Пасхи и всей Светлой седмицы. На счет сорокоуста ответить сразу было сложно, пришлось покопаться. Вот что выяснила: записки сорокоуста читаются на богослужении и молитве каждый день и в Пост — и в не постное время, но не везде, а в основном в монастырях. В некоторых приходских храмах вводится такая же практика подражания монастырям, ее называют — поминовение на Великий пост, когда в течение всего поста во время любой службы в алтаре прочитываются записки, а когда служится Литургия (только в субботу и воскресенье), вынимаются частички (из просфоры). Это делается, чтобы не лишать людей возможности заказать молитвенное поминовение. В основном это нужно для тех, кто не может заказать поминовение в монастыре. Получается, что в монастырях поминовение на Великий пост происходит само собой, потому что службы происходят каждый день, записки сорокоуста читаются на богослужении и молитве каждый день в любом случае, на счет приходских храмом, нужно уточнять непосредственно там, в храмах.
      Надеюсь смогла Вам помочь. Всего Вам доброго.

      • Ольга

        Да, Лиана, спасибо Вам еще раз. За потраченное время, за желание помочь.
        Т.е. я начинаю читать Псалтирь 24 апреля с понедельника полностью с самого начала, так?
        А с той короткой молитвой, которую я написала — ее можно читать сейчас? Она не из Псалтиря.
        И вот еще такой вопрос — нельзя ли навредить папиной душе неумелым чтением? Если что-то я неправильно сделаю (там есть вступительные молитвы, молитва на каждой Славе (не знаю даже, что это) — не будет хуже? У меня сейчас трудности с пониманием.

        • Лиана Рунова

          Ольга, да, правильно. Я думаю, что в любом случае Вы не навредите. Ваше желание помолиться за упокой души папы идет от сердца, а правильно или не правильно читаете, Ваше стремление будет увиденным свыше. Вы думаете, что все кто посещает храмы знают молитвы? Многие ведь даже «Отче Наш» не знают. Так что Вас ничего не должно смущать, а язык в молитвах прописан действительно сложно, мне тоже не всегда удается разобрать его.
          Всего Вам хорошего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Когда я писала предыдущую статью о том, что надо делать при смерти близкого за рубежом, то поделилась своими мыслями с несколькими подругами. Они сами очень заинтересовались материалом и мне рассказали на эту тему кое-что интересное. И, кстати, полезное. В связи со всем этим я поняла, что описанные мною алгоритмы действий в такой сложной и трагической […]

Подробнее7.03.2017

К сожалению, мы живем в такое время, когда люди не брезгуют наживой на чужом горе и пользуются эмоциональной подавленностью попавших в беду родственников в своих интересах.

Подробнее14.07.2015

up