Как отмечается Троица по церковным и народным традициям?

17.06.2017           Комментариев к записи Как отмечается Троица по церковным и народным традициям? нет

На днях я побывала на кладбище, чтобы убрать на родных могилах перед Троицей. Это было как раз в родительскую субботу накануне праздника. На обратном пути в автобусе я повстречала свою давнюю знакомую – бывшую соседку Раису Сергеевну. Она узнала, откуда я возвращаюсь, и буквально набросилась с упреками: вот, мол, мы поклоняемся мертвым, как язычники, перед таким светлым церковным праздником. И это вместо того, чтобы идти в храм и там молиться за упокоение душ усопших и благодарить Господа за нисхождение на нас Святого Духа. Все пять остановок, что мы ехали вместе, Раиса читала мне нотации, как девочке. Я была очень рада, что моя остановка оказалась близко и я в конце концов смогла просто уйти.

Церковный праздник Святая Троица и народные традиции

Дома я стала искать информацию об этом празднике, а потом действительно пошла в храм и поговорила со своим духовным наставником обо всем этом. В итоге я в очередной раз поняла, что Троица (как и многие другие религиозные праздники) у нас в России с самого начала вобрала в себя не только христианские, но и более древние традиции. Народом они воспринимаются вроде бы как церковные, но в то же время отмечают их до сих пор и правда с некоторым языческим уклоном.

Что интересно, даже многие наши соотечественники, уехавшие на ПМЖ за границу, ухитряются и на новом месте жительства придерживаться таких смешанных обычаев проведения христианских праздников, в том числе и Троицы. Моя одноклассница Лена уехала с семьей в Израиль, теперь уже больше 10-ти лет она живет в Сдероте. Она быстро восприняла тамошние культуру, порядки, уклад жизни. Выучила идиш и иврит, теперь иногда даже русские слова путает. А вот Пятидесятницу продолжает отмечать, как в России: оформляет дом травой, ветками деревьев, цветами, украшает разноцветными ленточками куст тамариска на своем заднем дворике. А перед торжественным семейным застольем обязательно старается съездить на службу в православный храм, который находится совсем в другом городе, довольно далеко от Сдерота. Освященные в церкви травы Ленка потом весь год понемногу добавляет в чай и уверяет, что такой напиток ее лечит буквально ото всех болезней. Кстати, она говорит, что прекрасно «вписалась» с празднованием Троицы в местные обычаи, так как иудеи этот день тоже очень даже отмечают.

Что собой представляет Святая Троица (Пятидесятница) с точки зрения христианского учения,

известно непосредственно из Библии, а именно из книги «Деяний Святых Апостолов». Вначале праздник был сугубо иудейским и назывался Пятидесятницей, потому что отмечался на 50-й день после еврейской Пасхи. Этот день у иудеев считается вторым по значению религиозным праздником в честь дарования Моисею Закона Божьего – 10-ти заповедей, которые пророк получил на горе Синай. Ветхозаветное учение дает людям представление о тройственной природе Всевышнего – Святой Троице: он одновременно Господь Вседержитель (Отец всего сущего), его Сын и Дух Святой.

Именно Пятидесятницу праздновали апостолы Христа, когда со дня Его Воскресения тоже прошло, соответственно, 50 дней. И тогда на них (как и обещал Иисус еще до своего Распятия) снизошел Святой Дух в виде небесных шума и огня. Языки пламени осенили каждого из апостолов – и те сразу же заговорили на разных языках, обрели дар проповедников и учителей. Так началась история земной христианской Церкви, первыми отцами которой стали как раз ученики Спасителя. Так появился и христианский праздник Троицы, который называют еще Сошествием Святого Духа.

В этот день – 50-й после христианской Пасхи – в церквях проводят одну из самых красивых служб. Священники в зеленых облачениях славят Отца, Сына и Святого Духа, а потом поминают всех усопших на особой литургии. Считается, что родные на Троицу могут даже молиться в храмах о упокоении душ самоубийц (что категорически запрещено во все другие дни). После литургии начинается торжественная Великая Вечерня, на которой читаются 3 молитвы: о Церкви, о спасении молящихся и о спасении усопших (даже тех, чьи души находятся в аду).  Примечательно, что все эти молитвы возносят на коленях. Это – свидетельство того, что на Троицу оканчивается пасхальный период, в течение которого коленопреклонения и земные поклоны в храмах не совершаются.

Церкви на Троицу украшают особо. Обязательным атрибутом декора становятся всевозможные растения. Интересно, что в разных местах они свои. Обязательно используются ветви деревьев. В Центральной России, на Урале, в Сибири особым почтением пользуется береза (символ весны и буйства жизни, невинности и чистоты). Кроме этого, там срезают и освящают ветки клена (он у славян всегда был знаком загробного мира), ольхи (это дерево в мифологии славян всегда считалось мировым), рябины (оберегающей от злых сил) и разных других. Запрещается только использовать осину – дерево Иуды, на котором он, по поверьям, повесился. На юге храмы иногда украшают и тополиными ветвями, акацией, можжевельником. В некоторых российских областях используют даже целые срубленные деревца, которые ставят в притворах и около главных икон. Очень много приносят на Троицу цветов и трав. Часть оставляют в дар храмам для их украшения, а часть после освящения уносят домой. В церквях букеты расставляют буквально по всем углам, а траву рассыпают по полу. Вся эта зелень символизирует природу, возрожденную и обновленную через пришествие Святого Духа. Недаром и одежды у священников на Троицу тоже зеленые.

Цветы в разных уголках России приносят тоже свои, но желательно полевые, вперемежку со стеблями аира (он изгоняет разную нечисть, как и рябина) и других водяных растений. Я в молодости часто бывала в Смоленске, однажды довелось там и Троицу встречать.  Пошла я в знаменитый Успенский собор на литургию и поразилась тому, как он был красив. Везде стояли охапки сирени и прелестных желтеньких купальниц, иконы утопали в зелени березовых ветвей, а истертые плиты пола были сплошь устланы сабельником и аиром. Запах сирени и травяной свежести в соборе стоял просто потрясающий. А купальниц я больше нигде на Троицу не встречала – только в Смоленске.

В народе Троица тоже празднуется

как торжество природы и летнего буйства жизни. Раньше примерно в эти дни наши далекие предки чествовали богиню плодородия Ладу, а вместе с ней всю летнюю природу в лице деревьев и растений.  Очень важным праздник Лады был для девушек, желающих поскорее выйти замуж, и для молодых семей, которые молились богине, чтобы она дала им побольше деток. Березы играли в обрядовых играх центральную роль. После крещения Руси, на христианскую Троицу в деревнях березы продолжали украшать, но уже в честь Богородицы, сам же праздник часто называли «зелеными Святками».

Сельская православная Россия всегда особенно любила веселый Семик – седьмую неделю Пасхи, которая и завершалась как раз Троицей. Очень торжественным и важным девичьим днем в году был семиковый четверг. Он начинался еще до рассвета, когда самые молодые девушки шли к заранее выбранной березке и украшали ее лентами, цветными лоскутками, заплетали ей косы. После рассвета туда же приходили все остальные девицы на выданье, развешивали на ветках дерева свои троичные венки из полевых цветов и начинали водить вокруг хороводы с обрядовыми песнями.

В полдень под березой расставлялись кушанья и кувшины с пивом, а в праздник включались парни – потенциальные женихи. Вечер же был посвящен девичьим гаданиям на замужество. Для этого использовали те же венки с березы, которые теперь бросали в реку. Считалось, что если венок прибьет к берегу, то девушка в этот год останется в родительском доме. Если же венок, не дай Бог, утонет, то будет несчастье, болезнь или даже смерть. А в случае, если он поплывет далеко (а лучше, чтоб против течения), то девушка обязательно скоро выйдет замуж и будет очень счастлива в браке. Веточки березы тоже использовали для гадания: клали их под подушку, чтобы увидеть во сне своего суженого.

Главные поминальные события происходили в субботу и в 3-й день самой Троицы – в Духов день. Деревенские троичные поминки всегда начинались в церкви, а продолжались дома в кругу семьи особой трапезой. На столах для умерших ставили особые приборы, хлеб, стаканы с водкой. Этот обряд (по сути, языческий) должен был убедить усопших в том, что родные о них помнят и их любят. Сейчас такие столы уже никто не накрывает, но принято обязательно к Троице убрать на кладбище, сходить в церковь на родительскую субботу, заказать службу о упокоении, поставить свечи. В Духов же день я и мои родственники по традиции стараемся посетить все наши могилки, и мы совсем не одиноки в этом. На кладбище всегда бывает полно людей. Многие даже приносят с собой еду и выпивку, оставляют их на захоронениях и сами поминают своих покойных прямо там. Церковь такое дело очень осуждает, ведь это – типичный пережиток язычества. Верующие должны не распивать и закусывать на могилах, а читать там соответствующие молитвы о прощении и упокоении душ.

Приметы и запреты на Троицу.

Лично у меня с ними связаны очень интересные воспоминания.

  • В деревне, где жили мои деды и прадеды со стороны отца, именно на Троицу считалось хорошим делом совершить свадебный сговор или посвататься. Говорили, что такая семья будет крепкой и плодовитой. Мои прадед и прабабка тоже сговорились на Троицу, а поженились на Покров. Они всю жизнь любили друг друга и нажили семерых умных и крепких детей.
  • Освященные в церкви на Троицу травы считаются особенно целебными. У моей бабушки на божнице всегда лежал такой пучочек мяты, мелиссы и чабреца. Бывало, я в детстве гостила у нее и иногда заболевала. Бабушка, женщина в целом современная, поила меня таблетками, но запивать их давала чаем с добавлением именно этой травки.
  • Помню, как мы, дети, рано просыпались утром в первый день Троицы, чтобы поваляться по росной траве. Прадед мой при этом читал стишок:

«Роса, роса,

Промой детушкам глаза,

Укрепи их телеса,

Прогони все болести,

Пусть растут без хворости».

Роса в этот день издавна считалась целебной. А девицам она якобы дает особенную красоту и белизну кожи. Но купаться в ней надо обязательно безо всякой одежды.

  • Еще мне с детства известно, что дождь на Троицу обещает теплое лето, грибной и изобильный год.
  • Не сходить на кладбище на Троицу – сильно обидеть предков, которые нашлют на семью несчастья и преждевременные смерти.
  • Мои родные всегда твердили о том, что работать на Троицу – большой грех. Особенно строгий запрет всегда накладывался на сельскохозяйственный труд, а его нарушение было чревато полным отсутствием урожая. Нельзя делать ремонт, даже самый маленький. Нельзя шить и стирать. Очень не рекомендуется мыть и красить голову – волосы выпадут.
  • Ни в коем случае на Семик нельзя было купаться. За нами, детьми, очень следили, чтобы мы не сбежали на реку или на пруд. Ведь именно на этот праздник приходились так называемые русальные дни, когда русалки, по поверьям, выходят из воды и бродят по лесам и лугам. Своими песнями, играми и смехом они заманивают и убивают неосторожных парней, а купающихся попросту топят. В лес или поле по одному ходить тоже запрещалось – по той же причине.
  • Зато вся детвора нашей деревни на Духов день гурьбой отправлялась искать клады. Мы свято верили в то, что земля-именинница откроет нам сказочные сокровища. Однажды мой брат и вправду нашел настоящий клад – запрятанную в углу старого колхозного сада деревянную коробку с дореволюционными оловянными солдатиками.
  • Одним из самых сильных грехов на Троицу моя бабуля считала злословие. Так ее учили с детства: осуждать ближнего на Семик не смей – Бог накажет! Я тоже до сих пор боюсь делать это даже в своих мыслях.

Троица в деревне у бабушки с дедушкой – это одно из лучших и светлых воспоминаний моего детства. Я любила этот праздник не меньше, чем Новый год и Пасху, потому что на Троицу все всегда были добрыми, веселились, ходили друг к другу в гости, дарили подарки. Помню, как на краю села к вечеру первого дня собирался общий большой пикник. Тетеньки, дяденьки, дети, старики смотрели, как девушки и ребята играют, поют и танцуют. Как говорил мой дед, «молодежь женихается». Даже поход на кладбище не навевал на меня грусти, потому что я знала: души тех, кто лежит в могилах, радуются Троице вместе с нами. Так говорила мне моя мудрая и очень верующая бабушка. А ей я верю гораздо больше, чем бывшей соседке Раисе Сергеевне.

Вам стоит прочесть:

Пасха: каковы история и традиции великого христианского праздника?

Что такое Сорокоуст

По каким законам и правилам можно подзахоранивать в семейную могилу?

Почему Церковь не молится о некрещеных, и как это можно делать самостоятельно?

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Должна ли проводиться церемония, следует ли хоронить урну с прахом, и если да, то каким образом? Давайте попробуем разобраться с особенностями этого ритуала.

Подробнее2.11.2015

Транспортировка умершего на Родину из-за границы всегда очень дорога. Стоимость этого дела прямо пропорциональна прежде всего расстоянию. А скорость прибытия покойного домой – во многом соответствует сумме, которая потрачена на подготовку и проведение репатриации. В любом случае, редко когда удается уложиться менее чем в 6 000 евро на все про все. Чаще же приходится заплатить […]

Подробнее18.03.2017

up