Что такое семейно-родовые склепы и есть ли они в современной России?

9.08.2017           Комментариев к записи Что такое семейно-родовые склепы и есть ли они в современной России? нет

Я часто слышу от разных людей, что в наше время бывает тяжело не только ухаживать за семейными могилами, но даже регулярно их посещать иногда оказывается весьма затруднительным делом. И вопрос упирается не столько в то, что неохота или некогда, сколько в другие причины: добираться до места обычно надо далеко, и при этом еще могилы родных бывают разбросаны по разным кладбищам. Даже если на одном кладбище их несколько, но не на общем участке и не на смежных, – это тоже проблема. Ведь хотя бы к праздникам (Пасхе, Троице и другим) везде надо навести порядок, подкрасить оградки, принести цветы. Нужно постоянно следить за состоянием памятников, цветников или мощения. И ведь не набегаешься, особенно с инвентарем. Тем более, что не все имеют возможность ездить и подвозить этот самый инвентарь на машинах.

Семейный склеп: реальность или история?

То ли дело было раньше: горожане побогаче (особенно дворянского или купеческого происхождения) нередко хоронили членов семьи в общих усыпальницах. Такие старинные склепы я сама видела не только на питерских, московских или монастырских кладбищах, но и на старых погостах в небольших российских городках. Например, очень красивые древние строения такого рода до сих пор стоят в Таганроге. А в своем детстве, помню, я ходила с бабулей на одно старинное закрытое кладбище в одном из городов Воронежской области. Там были разные склепы купеческих семей, и некоторые из них считались еще действующими!

В одном из таких покоились останки бабушкиной соседки. Бабушка моя жила в квартире, расположенной в большом дореволюционном доме с общим двором. Когда-то вся эта усадьба принадлежала предкам той самой соседки – тети Зины. Они были богатыми и известными людьми, им принадлежали многие магазины и лабазы (хранилища) с товарами. Родовая гробница тети Зининой родни считалась среди других одной из самых красивых. Она была построена из мрамора в виде небольшой часовенки, на куполе которой стояла скульптура ангела с крестом в поднятой к небу руке. Последним, кого похоронили в этой усыпальнице, был отец соседки, и тетя Зина надеялась, что после ее смерти городские власти разрешат поместить ее тело туда же. Правда, бабушка вскоре умерла, и я больше ни тетю Зину, ни кого-то из их семьи никогда не видела и до сих пор не знаю, осуществилось ли ее желание.

История возникновения склепов

уходит своими корнями в очень давние времена. Самые древние захоронения в ритуальных пещерах возникли не менее, чем 40 тысяч лет назад, а может, и раньше. Позже царские семьи Месопотамии, Вавилона и Персии нередко погребали прах своих покойников в подобных пещерах, то же самое делали и древнегреческие правители – например, фиванские цари. Об этом рассказывается даже в мифологии. В те же времена в некоторых местах стали строить и искусственные склепы, всякие мавзолеи и прочие типы усыпальниц. Самыми известными из таких считаются некрополь аргосских царей в Греции, Мавзолей в Галикарнасе (его еще называли одним из 7-ми чудес света), красивейшие саркофаги этрусков и египетские пирамиды – грандиозные и величественные сооружения для мертвых.

В средневековой Европе захоронения даже венценосных особ первоначально были более чем скромные, ведь христианство никогда не приветствовало ритуальные излишества. Одним из первых в настоящий склеп был погребен Карл Великий. Позже погребения такого рода получили большую популярность в Польше, а особенно в Италии. В других странах Европы стали активно использовать этот тип похорон где-то начиная с XIV века. Наиболее знаменитой до сих пор является роскошно оформленная венская усыпальница Габсбургов – императоров Австро-Венгрии. В ней покоятся останки более чем 150-ти человек.

У восточных славян в языческие времена тоже было принято помещать прах в особые деревянные гробницысрубы (их углубляли в землю) и домовины, которые ставили над курганами, на лесных полянах или на перекрестках дорог. Туда помещали прах в керамических сосудах или даже тела покойных. Иногда под курганами устраивали и каменные помещения для групповых захоронений. После христианизации Руси такой способ погребения постепенно был забыт. Вновь семейные склепы в России стали строить уже в XVI веке. В основном их делали в виде часовен, в которых можно было поставить свечу и помолиться за упокой души. Такие захоронения можно было встретить и на городских, и на сельских, и на монастырских кладбищах, и в родовых усадьбах аристократов.

В наше время тоже кое-где строят склепы

В некоторых странах Европы эта традиция и не прекращалась. Особенно популярной до сих пор (как и раньше, впрочем) она сейчас является в католических Италии и Польше. Там вовсю пользуются старыми семейными склепами и строят новые гробницы, иногда не менее интересные и роскошные, чем прежде. Причем тела в них часто помещают не в землю, а в ниши или в саркофаги.

На так называемом постсоветском пространстве, где действующих усыпальниц к середине ХХ века практически не оставалось, они теперь постепенно появляются вновь. Например, их сооружение давно разрешено на некоторых украинских и белорусских кладбищах. В частности, очень популярны семейные склепы в Западной Украине, где всегда было очень сильное влияние польской культуры. И кое-где на киевских кладбищах тоже появились склепы. В Минске же такие родовые погребения можно встретить и на территории крематориев (первые там появились еще в далеком 1986-м году, а в некоторые из них можно поместить до 19-ти урн с прахом), и на больших погостах. Мой старый друг из Беларуси рассказывал, что в Минске цена готового семейного склепа для урн иногда достигает аж 2-х с половиной миллионов рублей.

Мне самой было очень интересно увидеть современные родовые гробницы на Северном Кавказе, а именно в Абхазии. Там покойных по обычаю хоронят в собственных садах и дворах. В основном встречаются традиционные могилы, но иногда родные устраивают для своих покойных и небольшие мавзолеи из камня. Абхазы давно уже разделились на мусульман и христиан, но и в тех, и в других осталось много языческого духа. А склепы ведь изначально были связаны с языческим культом почитания мертвых, который в Стране Души еще вполне актуален. Несколько особенно интересных усыпальниц мне показали в деревнях Гудаутского района. В них рядом с останками древних предков лежат мужчины, погибшие не так давно – во время грузино-абхазской войны. Одно из таких строений было возведено еще в начале XIX века для усопших древнего княжеского рода. Оно было похоже на осетинские склепы из серого камня, которые я осматривала в Алании. Другая усыпальница датировалась где-то 60-ми годами прошлого столетия и напоминала большую апацху – традиционное абхазское жилище, но только не из лозы и глины, а из кирпича и бетона.

Можно ли построить склеп в современной России

 – это вопрос, который сейчас интересен многим. В Федеральном Законе «О погребении и похоронном деле» (№ 8-ФЗ от 12 января 1996 года) специально про родовые усыпальницы и про то, можно или нельзя их возводить, ничего не говорится. Я там вообще не нашла слова «склеп» или ему подобное. Зато в этом законе (в Статье 4 «Места погребения») есть такой пассаж (привожу его в сокращении): «Местами погребения являются отведенные <…> участки земли <…> для захоронения тел (останков) умерших, стены скорби для захоронения урн с прахом умерших <…>, а также иные здания и сооружения, предназначенные для осуществления погребения умерших». «Иные здания и сооружения» – это ведь могут быть и гробницы в том числе. Значит, формально они не запрещены.

При этом новые склепы на российских кладбищах появляются не так уж и часто, потому что они требуют достаточно большой территории, а получить ее часто бывает проблемой. Кладбища-то в основном переполнены, а муниципалитеты устанавливают строгие ограничения, по которым выделяют площади даже для родовых участков. Чаще всего усыпальницы появляются на могилах весьма состоятельных людей и имеют вид небольших античных или христианских храмов. По своему размеру они соответствуют традиционным мемориальным комплексам и обычно располагаются внутри ограждения. А вот возводить гробницы для погребения вне кладбища (на садовых и дачных участках, в поместьях и так далее) российский закон категорически воспрещает, так как это будет грубым нарушением всех санитарных норм.

Что интересно, уже несколько лет идет подготовка к принятию нового Федерального Закона «О погребении и похоронном деле».  Его все обсуждают и обсуждают, но пока никак не доведут до ума, потому что вокруг возникают всякие-разные религиозные и прочие разногласия. Но уже есть сведения, что там подробно прописываются нормы и правила, по которым в нашей стране наконец-то разрешат открывать частные кладбища. На таком некрополе вполне законно можно будет построить или купить и оформить на свое имя семейно-родовой склеп, даже и больших размеров. Но, скорее всего, введут одно ограничение: склепы вроде бы планируются только для урн с прахом. Однако посмотрим.

Лично я думаю, что строительство усыпальниц надо вообще широко практиковать, ведь это не просто очень удобная и по сути своей экономичная форма семейного захоронения, но и хорошее решение определенных проблем с экологией. Кладбища справедливо считаются местами повышенной экологической угрозы. У нас в России много места, но нельзя же его бездумно транжирить, отводя большие и удобные участки под погосты, которых нужно все больше и больше. А склепы, как, впрочем, и кремация, – это реальная возможность не так быстро заполнять территорию кладбища, ведь внутри одной гробницы могут покоиться останки многих усопших. И людям будет хорошо: их покойные родственники окажутся не в разбросанных тут и там могилах, а в общей семейной усыпальнице. В случае принятия этого закона я, наверное, тоже постараюсь купить для себя склеп. Особенно если туда можно будет погребать не только урны, но и тела, то есть проводить похороны по христианскому обычаю.

Интересные статьи: 

Почему некоторые предпочитают не обычные похороны, а кремацию и ячейку колумбария?

Как получить или купить место для захоронения на российском кладбище?

Почему я стала подписчиком видеоблога «Данила-Мастер Изготовление гранитных памятников» на Ютубе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

погребение и поминки вполне реально устроить и своими силами. В этом случае последовательность ваших действий будет примерно такова.

Подробнее2.02.2016

В детстве, как и многие девочки, я посещала музыкальную школу. Мой учитель музыки Галина Владимировна была большой поклонницей творчества Чайковского, а потому его произведения несколько раз появлялись в моём репертуаре. Я помню «Старинную французскую мелодию», «Болезнь куклы», «Танец маленьких лебедей» и вальс из балета «Спящая красавица». Будучи ребёнком, я не задумывалась о смысле этой музыки, […]

Подробнее17.04.2017

up