Лучшее фото для памятника: мифы и реальность.

12.11.2017           Комментариев к записи Лучшее фото для памятника: мифы и реальность. нет

Недавно я обновляла портреты на памятниках бабушки и дедушки. Сами стелы сохранились очень хорошо. Сделаны-то они были давно (один памятник поставили более 20-ти, а другой аж 38 лет назад), но зато из гранита. А этот камень, кажется, и вправду вечный – недаром так его называют. Только вот фотографии на керамике здорово повыцвели и портили весь вид. Ну я и решила, не дожидаясь горячего весеннего сезона (когда все дружно кинутся приводить в порядок могилы перед Пасхой), заняться вопросом новых красивых фото. А за консультациями и изготовлением обратилась к своему соседу по лестничной площадке.

Фото на памятник.

Паша – художник в одной из наших местных ритуальных контор. Он по праву считается высококлассным специалистом: дело свое знает прекрасно да еще и талантлив. Клиенты у него не переводятся, едут даже из соседней области. И мне он, конечно, все сделал по высшему разряду. Бабушка Аня и дед Петя теперь смотрят на наш бренный мир с отличных  портретов.А еще Паша мне много чего интересного рассказал про свое дело за то время, пока возился с моим заказом. Я ведь долго не могла выбрать и понять, чего именно хочу. Например, мечтала превратить старые черно-белые фотографии в цветные, думала даже о портретах на стекле или большой керамогранитной заготовке – на половину стелы.  Паша меня от этого уберег и попутно сообщил массу информации обо всех плюсах и минусах разных типов мемориального портрета – честно, по-соседски, так сказать. Отговорил от глупостей и рассказал всякие поучительные истории из своей обширной практики.

Вначале мы вместе придирчиво выбирали фотографии-исходники.

Я и раньше прекрасно знала, что далеко не каждое фото подойдет для памятника, однако многие моменты стали и для меня откровением. В частности, я была уверена, что супер — хорошее качество фотокарточки важно только для машинной гравировки, а для керамики может сойти и что-то похуже. Ан нет. Портрет на фарфоре тогда не получится четким, только деньги и время будут зря потрачены. И ретушь (даже с прорисовкой) здесь не всегда даст хороший результат: лицо на портрете или будет излишне замыленным, или его черты окажутся не такими, как в жизни. Поэтому большинство очень мелких, групповых, а также откровенно любительских снимков сразу отбраковываются.

В дело лучше всего идут студийные фото, например, для документов. Если они даже старые, их реально обновить и улучшить должным образом. Можно с успехом убрать со старенького фото заломы, увеличить его, повысить четкость и контрастность. С цветных снимков ʺснимаютʺ так называемую вуаль, делают цветокоррекцию и так далее. Стоимость таких услуг зависит, конечно, от сложности работы. Простая ретушь (чистка фото от царапин и пятен, разводов и грязи) делается за 200 – 300 рублей. Серьезное Восстановление – это уже долгое дело за этак 2,5 или 3 тысячи. Если же нужна прорисовка, то она обойдется в 8 – 10 тысяч рублей.

Многие мастера умеют делать чистенький фоторисунок с какого-нибудь древнего маловразумительного образца, но Пашка этого не любит. Он говорит, что все равно такое изображение смотрится ненатурально. А ведь нам хочется, чтобы ушедшие смотрели на нас с памятника как живые, верно?  Нормальный ретушер не возьмется радикально менять образ на выбранной фотографии. Не будет, например, делать на серьезном лице улыбку, перерисовывать прическу, убирать бороду либо ʺсниматьʺ шляпу. Все это почти гарантированно сделает облик человека не таким, каким его помнят близкие, а значит, заказчик будет недоволен результатом. Ну и от ʺокраскиʺ черно-белых вариантов Паша тоже меня предостерег. Сказал, что даже он не сможет сделать подобные снимки достаточно естественными. А зачем на памятнике какой-то дешевый лубок? Гораздо лучше будут смотреться винтажные монохромные портреты – яркие, четкие, с хорошим балансом белого.

Такие он мне и сделал, слегка отретушировав снимки из фотоателье, датированные 70-ми годами прошлого века. Наверное, я бы до сих пор думала, что лучше было все же их окрасить, если бы не насмотрелась в мастерской керамики с портретами в искусственном цвете. Они меня совершенно не впечатлили своей какой-то наивной грубоватостью. Как расцвеченные от руки открытки конца 19-го века, честное слово.

Разновидностей мемориального фото теперь много:

  • это и старые добрые фотоовалы на металле и керамике;
  • и портреты, выполненные прямо на камне, – прежде всего гравированные;
  • цветные портреты, тоже нарисованные (только красками) непосредственно на поверхности стелы;
  • фотографии на стекле, в том числе объемные.  
  • Пашка описал мне практически все популярные нынче технологии.

Классикой жанра (до сих пор вполне востребованной) остаются портреты на металлических и фарфоровых таблицах.

Они сейчас бывают всякой формы – классической овальной, круглой, прямоугольной, в виде арки и даже фигурные: например, можно найти сердце или, например, книгу. Их делают цветными и черно-белыми, в виде сепии, с рамками, надписями, разными фонами и без оных.

керамический портрет

Металлические портреты дешевле фарфоровых, потому что их проще и быстрее изготавливать. В среднем они стоят от 900 рублей (овал 9х12 см.) до 3 500 (арка 18х24 см.). Фарфоровые фотографии печатают на 2-х видах заготовок – российского и итальянского производства. Наши сейчас вполне хороши, но на итальянских качество рисунка все же получается выше. Хотя я, к примеру, выбрала отечественный фарфор. На мой неискушенный взгляд фото на нем вышли очень качественно, а стоимость оказалось приятной. Сами судите: овалы на нашей керамике идут от 1 100 до 4 000, прямоугольные от 2-х тысяч до 8-ми, арочные – от 2,5 до 9-ти тысяч рублей. Итальянские же овалы – это уже 1 500 – 5 000, прямоугольники 2 200 – 14 500, арки – от 3-х до 18-ти тысяч рублей. Это я привела примеры изделий одинаковой величины. Особенно дорого хотят за портреты на итальянском фарфоре, которые сделаны «под живопись». Только специальная обработка таких фото стоит от 5-ти тысяч и выше.

С виду металлические и керамические фотографии могут быть весьма похожими, но профессионал различает их сразу. Керамический вариант всегда выглядит четче и ярче – это первое. Во-вторых, металлическая основа всегда слегка изогнутая, выпуклая. Это немного искажает изображение и не позволяет крепить фото в выемку на камне. Такие металлические портреты привинчивают только с помощью саморезов. Как кому, а мне это не очень нравится – некрасиво. Лучше смотрится, когда портрет вмонтирован прямо в камень. Но это можно сделать только тогда, когда его заказываешь вместе с памятником, а при изготовлении в стеле делается соответствующая по размерам ниша.

Мне вот тоже пришлось все-таки прикреплять портреты сверху, я же их делала на старые надгробия. Но Паша мне посоветовал заказать особые саморезы – декоративные, из нержавейки под бронзу, немецкие. Он прикрепил портреты на гранит с помощью какой-то навороченной аккумуляторной дрели. 

Еще один урок, который я вынесла относительно крепления керамики, – ни в коем случае не делать на ней отверстия для саморезов самостоятельно. Надо сразу заказывать портрет со всеми нужными дырками, иначе получится, как у одного обозленного клиента Пашкиной конторы. Он пришел туда качать права в связи с порчей приобретенного фарфорового портрета, который пошел трещинами. А случилось данное прискорбное событие, когда товарищ начал лично сверлить овал для крепежей. Орал и требовал сатисфакции этот дяденька долго, но деньги ему назад так не отдали – ибо сам виноват.

Новое слово в ритуальном бизнесе – это широкоформатная керамика и портреты на керамограните.

Причем первые – это выбор, так сказать, VIP-класса, а второе – своеобразный компромисс между металлом и фарфором. Большие портреты на памятник нынче в моде. Их делают в том числе и на фарфоровых таблицах. Выглядят они, конечно, шикарно, но и цена у них… Соответствует, в общем. Как пояснил Паша, широкий формат – это все, что больше, чем 18х24 см. У них на фирме цены на него считаются ʺсредними по больницеʺ. Например, овалы на российской керамике размером 24х30 стоят 8 000, на итальянской 15 000. Такие же прямоугольники соответственно 9 и 16 тысяч, а арки – 10 и 17 тысяч рублей. Самые большие портреты (50х70, а по спецзаказу и 50х100) будут оценены в 50 – 65 тысяч. Ну, это уже для огромных мемориалов, конечно.

Керамогранит – это нечто среднее по качеству между металлокерамикой и фарфором. Его главным недостатком является очень большой вес, который влечет за собой трудности надежного крепления такого портрета к камню. Лучше всего вставлять такую фотографию в специальную нишу на стеле, а не приделывать ее сверху. А то может и саморезы вывернуть, если очень крупная. Обычные овалы на таком материале стоят от полутора до восьми тысяч рублей, а широкий формат в цене достигнет и 50-ти тысяч. Прямоугольные и арочные варианты, как водится, несколько дороже.

Еще одно современное ноу хау – портреты на стекле.

фото на стекле

Они появились максимум лет 15 назад, но на наших кладбищах встречаются уже довольно часто. Как обещают некоторые производители, срок их сохранности и роскошного вида – не менее 50-ти лет. Что могу сказать? Трудно такое дело прогнозировать заранее, не пережив эти полвека вместе со стеклянными фото и не убедившись лично в их долговечности. И Пашка тоже сомневается. Конечно, стекло используется ударостойкое, жаропрочное (ведь изображения на нем обжигаются в печах и буквально впекаются в поверхность). От выцветания их оберегает стеклянная толща. Но кто знает, как поведет себя это прочное сегодня стекло через несколько десятилетий? Не потеряет ли прозрачности, не покроется ли сеткой микротрещин? Не перестанет ли быть сверхпрочным? Это может показать лишь время.

А иногда, увы, и ждать долго не приходится. Вот недавно шла по кладбищу – увидела одно такое фото. Скажу вам, смотрится оно не очень-то. Подошла поближе и поняла, что его поверхность попорчена какими-то мелкими царапинками, как на старом оргстекле. Наверное, данный эффект получился из-за некачественного изготовления или плохого материала. Пашка утверждает: сразу понять, что изделие таит в себе некий дефект, практически невозможно. Поэтому лучше и не рисковать – не идти с заказом в непроверенную фирму, с которой потом даже гарантийной замены не вытрясешь.

А так, в целом, стеклянные портреты смотрятся красиво – краски на них сочные и кажутся еще более яркими на солнце. Цена в принципе средняя, но повыше, чем на керамику. Прежде всего она зависит от площади фотографии и от ее толщины. Так, варианты 130х180х12 мм. в разных местах будут стоить от 4-х до 5-ти тысяч, 180х240х12 от 7 000 до 10 000. Все, что больше, идет от 18-ти тысяч и более.

Есть еще портреты на стекле с 3D эффектом, то есть объемные. Это уже немного другая история. Их не прикрепляют к памятнику, а ставят рядом с ним. Иногда даже заказывают вместо традиционного надгробия. Как я поняла, они получаются из такого же прочного стекла с изображением, которое становится трехмерным за счет умножения плоскостей. То есть, на металлическую или другую основу друг за другом, на небольшом расстоянии, устанавливают стеклянные пластины с напечатанным на них рисунком, в том числе портретом. Все это могут заключить в прозрачный куб. Получается весьма необычное стереоизображение. Мне Паша показывал видео с подобными мемориальными портретами. Не знаю, как кому, а мне не очень понравилось. Кажется жутковатым иметь такие портреты близких на их могилах. Как будто мертвые восстали из гробов. Кстати, стоит все это каких-то огромных денег – аж до нескольких сотен тысяч.

Чуть не забыла о гравировке!

 А ведь она сейчас не менее популярна, чем керамика. Еще пару десятилетий тому назад на российских кладбищах не было настолько большого количества гравированных портретов, как сегодня. Дело в том, что резьбой по камню в основном занимались вручную. Процесс был долгим и трудным. Художники брали за него нехилые деньги, а результаты не всегда были удовлетворительными. Часто портрет выходил мало похожим, ведь не каждый художник, желающий заработать, – хороший портретист.

В наш век цифры все изменилось. С помощью компьютерной программы и гравировального станка на камне можно быстро изготовить картинку практически любой сложности, а портрет сделать гарантированно идентичным исходной фотографии (разумеется, при условии ее хорошего качества). И цена стала много меньше. Сравните: станочный вариант на А4 стоит всего от 4-х до 8-ми тысяч рублей. А такой же от художника выйдет раза в 2 дороже.

Правда, не на каждом камне можно сделать гравированный портрет. Он невозможен на светлой поверхности, на цветном камне, его не увидишь на мраморе. Причина проста: вырубленные черты на таких поверхностях будут просто не видны без подкраски. А с подкраской они будут смотреться грубо и схематично. Идеальным фоном для гравированных изображений является карельский гранит. В природе он светло-серый, а после полировки становится черным. Это идеальный вариант для контрастной гравировки, состоящий из множества оттенков серого цвета на темном фоне.

Один из минусов портрета на граните – это эффект его ʺисчезновенияʺ во влажной среде – от дождя, росы и так далее. Чтобы этого не случилось, можно использовать специальную обработку стелы, которая называется ʺантидождьʺ. Кроме этого, делают так называемое ʺзабеливаниеʺ портрета акриловой краской. Второй способ мне не очень нравится, потому что портрет становится более тусклым. И мыть от грязи или там пятен забеленный образ нельзя, так как акрил уничтожатся от трения и его надо восстанавливать. Короче, на своих могилах я использую ʺантидождьʺ.

Некоторые сегодня предпочитают гравировку в цвете.

Это, как теперь говорят, модный тренд. Для получения таких портретов их вначале вырезают на камне (станком, а потом дорабатывают руками). Получившийся результат расписывают красками. Паша уверяет, что техника росписи мало отличается от того, как делают иконы – краски наносят слоями на особую грунтовку. Считается, что для портрета на камне можно использовать любые краски для наружных работ. Самые дешевые из них – масляные, потом идут акриловые, за ними – алкидные, латексные, силиконовые и самые дорогие минеральные. Последние считаются очень стойкими. По слухам, они дают гарантию портрету в 15, а то и 20 лет. Однако Паша далеко в этом не уверен. Ведь минеральные краски и хороший силикон привозят из-за бугра. Если раньше можно было надеяться на европейское качество, то теперь это – наверняка Китай. Со всеми вытекающими.

В общем, цветной портрет на памятнике – лотерея. Он может продержаться без реставрации 5 лет, а может прийти в совершенную негодность годика за 2. А стоит удовольствие дороговато. Акриловый портрет 24х30 см. идет от 35 – 40 тысяч рублей. Силиконовый или минеральный – от 50 – 60 тысяч. Отдельных сумм будут стоить последующие реставрационные работы (которые не за горами).

Один знакомый Пашкин художник учит своих клиентов, как можно продлить жизнь мемориальным цветным портретам. Например, надо как-то затенять стелу, ведь ультрафиолет – главный враг краски. Если это возможно, то нужно постараться развернуть памятник лицом на северную сторону. Это позволит цветам сохраниться вдвое дольше. Если же сторона южная или западная, то на камень должна хотя бы падать хорошая тень (от деревьев, кустов или даже … ширмы). И еще: некоторые клеят на портрет полимерную пленку для защиты от солнечных лучей, чего делать ни в коем случае нельзя. Вот печальный жизненный пример. Однажды клиент этого Пашиного приятеля ʺзащитилʺ так свеженький портрет. Буквально за лето пленка загрязнилась и местами начала слегка отставать. Мужчина захотел от нее избавиться – а не тут-то было.  Пленка прикипела к камню так, что счистить ее получилось только вместе с краской и мелкими деталями гравировки. После такого безобразия памятник пришел в полную негодность. Потом его заново полировали и гравировали. Цветного портрета клиенту больше не захотелось.

Я тоже решила избежать изысков и крайностей, почему и приобрела старую добрую керамику. И не жалею. Все эти новомодные навороты – только лишняя трата денег, да еще и с непонятными рисками. И вообще, нечего Бога гневить, устраивать на могиле какой-то невозможный пантеон. Чай, не язычники мы, не буддисты. Хочешь почитать покойных близких – чти их в сердце своем да поминай в молитвах. И вообще, считаю, что роскошь на кладбище надо запретить законодательно. Пусть будут газончик, небольшие памятники или скромные гробницы, неброское оформление – и никакого выпендрежа. Кто скажет, что я не права?

Возможно, Вас заинтересует:

Разновидности и особенности гравировок изображений на памятник

Какую фотографию близкого человека лучше выбрать на памятник?

Уход за портретами и надписями на кладбище

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сейчас в России, увы, зачастую случаются проблемы с погребением. А именно – бывает нелегко похоронить своих близких так, как нам этого хочется. И дело здесь не только в материальных возможностях (хотя и это тоже), но и в том, что в нашей великой и действительно огромной стране начинает катастрофически не хватать удобных площадей под кладбища. Это […]

Подробнее16.09.2017

Конечно, как и с любыми выплатами, которые предоставляет наше государство, в получении компенсации за проводы в последний путь есть свои нюансы.

Подробнее23.11.2015

up