Какие памятники на могилу можно увидеть на российских кладбищах?

30.11.2017           Комментариев к записи Какие памятники на могилу можно увидеть на российских кладбищах? нет

Позавчера вечером я встречалась со своими одноклассниками. В этот раз к нашему славному костяку местных активистов-встречальщиков присоединился Денис Верещагин. Вообще-то он уже больше 10-ти лет живет в Дании. Именно с его легкой руки (а вовсе не с моей, как ни странно) мы вдруг заспорили о том, как надо хоронить умерших и какими должны быть их могилы.

Памятник на могилу.

Оказывается, наш Дениска теперь – поборник скромных похорон, неброских погребений. Он с пеной у рта возмущался тем, что у нас в России до сих пор стараются ставить своим близким памятники подороже да покрасивее. Утверждал, что это стремление говорит о массовом бескультурье и даже нашей ʺроссийской дикостиʺ (во как!). Вот, мол, в просвещенной европейской Дании на кладбищах теперь даже запрещаются мемориалы, значительно отличающиеся от соседних. Можно лишь положить типовую надгробную плиту либо установить облегченную стелу с лаконичной гравировкой. А у нас в Отечестве (по его мнению) процветает махровое язычество – буквально культ мертвых. Споры у нас, скажу вам, разыгрались нешуточные. Я же больше молчала и слушала, и до сих пор продолжаю обдумывать: кто же из них всех прав? И не находила окончательного ответа.

Свое смущение поясню двумя примерами из жизни. Один связан с кончиной моего дальнего родственника, с которым мы были очень дружны. Он умер внезапно (сердце), довольно молодым. Саша – его вдова – очень убивалась из-за неожиданной потери любимого мужа. Похороны Вити прошли при большом стечении народа (Виктор был модным тренером по дзюдо). Я была уверена, что Александра поставит на его могиле большой и необычный памятник, ведь Витя и сам был крупной, выдающейся личностью. Однако через год там появился лишь простой каменный крест – без фото, только с короткой надписью. И знаете, этот скромный памятник мне очень понравился. Я увидела в нем отражение души Виктора – цельной, верной и твердой. В скобках скажу, что злые языки до сих пор обвиняют Сашу в том, что она поскупилась на хороший дорогой мемориал. Да пусть болтают.

Второй пример – памятник на могиле подружки моей, Витки. Она тоже ушла рано из-за автомобильной аварии. Ее родители поставили на захоронении огромную стелу, украшенную художественной гравировкой: Виталина идет по цветочному полю. Вначале она – это маленькая девочка, потом юная тоненькая девочка, а после – полупрозрачный ангел, взлетающий в небеса. Когда я увидела этот памятник, то заплакала так, как не плакала и на Виткиных похоронах.

Понимаете, о чем я? О том, что правильный памятник (неважно, дорогой или дешевый) – это далеко не всегда хвастовство материальными возможностями или, как считает Денис, проявление дурновкусия. Чаще всего он является материальным выражением личности человека. Выражением нашей любви, нашего горя, нашей надежды на грядущую встречу с ушедшим. Ну и символическим воплощением веры в загробное существование.

В вопросах оформления могилы у нас в России

действительно, царит полная демократия. На большинстве кладбищ вообще отсутствуют какие-либо конкретные требования к тому, как должен либо не должен выглядеть памятник. Часто родственники усопшего при выборе мемориала руководствуются только личными вкусами, предпочтениями и материальными возможностями.

Наши семейные участки находятся в разных местах. Пока я иду к ним, разглядываю чужие могилы и поражаюсь эклектике. Там стоит деревянный крест, здесь установили гранитный мемориальный комплекс, рядом с ним виднеется крашеный железный конус с крестиком, который заменил собой звезду. Цыганские мужские надгробия – это целая летопись красивой разудалой жизни, а стелы мусульман в основном лаконичны и единообразны. Но больше всего мне встречаются те или иные разновидности классики. Короче, лично я не наблюдаю на российских погостах никакого такого вопиющего безобразия. В большинстве случаев все выглядит прилично и пристойно.

Разновидностей наиболее популярных памятников несколько.

Прежде всего это:

  • прямоугольные,
  • фигурные, иногда со скромной резьбой,
  • в форме крестов и стел-храмов.

Прямоугольные модели

почти всегда самые недорогие (если, конечно, не слишком велики по размеру и не украшены какой-нибудь необычной резьбой или сложной гравировкой). Небольшие гранитные варианты можно купить за 6 — 7 тысяч рублей, мраморные идут примерно по той же цене.  При этом такие памятники смотрятся очень даже ничего. Особенно хороши бывают как следует отполированные гранитные и мраморные стелы. Мне нравится то, что прямоугольные варианты можно оформить по-разному, как хочется. Для этого есть много свободной площади с обеих сторон стелы, даже небольшой. А отсутствие предустановленного декора (резьбы или просто фигурного решения модели) не будет что-то диктовать, навязывать или ограничивать. Только на прямоугольном памятнике можно поместить большой портрет человека в полный рост, если есть такое желание.

Кстати, прямоугольная форма стелы может усложняться за счет вершины или особенного вида боковых граней. Верхушки часто бывают в виде, например, арки, купола церкви, косого среза, вообще асимметричные. А боковые грани иногда скашивают книзу – с обеих сторон или с одной, особенным образом обрабатывают (если они каменные) и так далее. Бывает, что одну сторону или часть верхушки прямоугольного надгробия из мрамора, гранита изготавливают в форме выступающей фигуры – храма, креста, свечи, дерева и других символических образов. Такие модели дороже (идут за 10 — 20 тысяч), они могут уже считаться фигурными.

Фигурные памятники

называются так потому, что их стелы (и – иногда – другие элементы: надгробные плиты, цветники, постаменты) имеют не правильные геометрические формы, а выполнены как некие иные фигуры. У них могут быть плавные и причудливые изгибы, ступенчатые и даже разноуровневые вырезы. Часто такие памятники выглядят как узнаваемые, говорящие образы. Сейчас на нашем кладбище можно встретить варианты в виде книги, сердца, каменного зеркала на резной подставке. Видела я и памятники-цветы, стелы-бабочки. На одной детской могилке недалеко от моих родителей есть грустный детский памятничек в виде мраморного медвежонка. Наверное, таким же был плюшевый любимец девочки, сон которой теперь охраняет этот мишка из камня.

Подобные фигурные варианты во многом самодостаточны и красноречивы, ведь каждый образ – это своего рода символ. Бабочка, например, – известный знак возрождения бессмертной души. Ведь как бабочка появляется из кокона, так и душа человека, освободившись из бренного тела, рождается к вечной жизни. Стела в форме зеркала может символизировать дверь в потусторонний мир. А книга, свиток – судьбу человека, повесть о его жизни. Так что обычно фигурные стелы красноречивы сами по себе, поэтому их оформляют довольно скупо – лишь необходимыми надписями, эпитафиями и портретами. Если и используют дополнительную гравировку, то очень лаконичную. Вырезают, например, какую-нибудь небольшую символическую картинку: крест, свечку, цветок.

Стелы-храмы и памятники-кресты

тоже относятся к фигурным. Они обычно стоят на могилах религиозных людей. Ну или (как вариант) их заказывают религиозные родственники без особого учета прижизненной позиции покойного. Здесь вспоминается конкретный факт. Когда умер отец моего бывшего супруга, то его вдова (свекровь моя незабвенная, тоже бывшая) водрузила на его погребении огроменный гранитный крест. Причем невзирая на то, что муж ее при жизни в церковь и не заглядывал, по поводу религии ничего внятного не говорил. Только что крещен был в детстве – и все. Уверена, что данный случай вовсе не единичен.

Но по-любому, мемориалы со стелами в форме крестов смотрятся весьма неплохо. Они бывают традиционными деревянными, похожими на те, что стояли на могилах наших предков-христиан в прежние времена. Самые дешевые (по 1 500 — 2 000) – простые сосновые распятия, дубовые дороже, конечно. Иногда заказывают металлические сварные (стоят немного — по 2 000 — 2 500) или кованные кресты – типовые подешевле (3 000 — 3 500), авторские с дополнительными украшениями подороже (от 5 000). Очень солидными и какими-то надежными мне кажутся каменные модели. Причем их можно заказать полированными, но хороши и кресты из просто качественно отшлифованного камня. Это уж как кому больше нравится. А если такие распятия украшены резьбой – это вообще незабываемо. Видела я не так давно гранитный крест, как бы увитый крупными розами. Очень красиво. Еще впечатляют распятия со Спасителем, иконами. Но резьба – это уже настоящий VIP. Она стоит хороших денег. А простой крест из мрамора или гранита (обычно на постаменте в виде как бы Голгофы) – скорее средний ценовой сегмент, очень, в общем-то, доступный. Стоит где-то в пределах 15 — 20 тысяч.

Памятники в форме храмов могут быть не только христианскими, но и мусульманскими. Первые так или иначе изображают купольную церковь с крестом, вторые – мечеть либо ее часть (минарет, например) с полумесяцем. Иногда стелы под такие храмы лишь стилизуют. Вырезают вершину в форме купола, делают одну из боковин камня так, будто из него выступает силуэт храма и т.д. Дополняют все это соответственной гравировкой, дорисовывающей заданный образ. Такие модели стоят не очень дорого, особенно если они небольшие. Гораздо выше оцениваются памятники архитектурного типа, объемные – выстроенные в виде часовни, мечети с минаретами. Часто они становятся частью элитного мемориального комплекса. Такое могут поставить на могилу только состоятельные люди. Я видела нечто подобное и, честное слово, не могу понять, зачем это вообще надо – тратить баснословные деньги на такие вещи. Полная ерунда. Вот тут я с Денисом скорее солидарна.

Вид и цена памятника зависят и от других параметров.

 А именно величины, дополнительного оформления и, конечно же, материала, из которого он изготовлен. Некоторые считают, что чем больше монумент, тем лучше, однозначно. Так и кажется, что на это мнение повлияла ритуальная мода 90-х годов прошлого века, которая сложилась в криминальной среде. Много тогда похоронили молодых ребят, подавшихся в братки, как называли бойцов бандитских группировок. Памятники им ставили дорогущие и роскошные по меркам той культуры. Это были огромные гранитные стелы с гравированными портретами во весь рост, причем в натуральную величину покойных. Гравированные парни стояли на них такие быковатые, мрачные. Ну прямо как восстающие из камня мертвецы. Не знаю, как у кого, а у меня эти кошмарные монументы не вызывают ничего, кроме дрожи. Может, из-за них я и не люблю слишком большие надгробия. Пусть будут поменьше, но зато поинтереснее оформленные.

Оформление – это то, что даже самый простой прямоугольный памятник может сделать совершенно необыкновенным. Видела я обычные стелы с потрясающими гравированными картинами. Те же религиозные чувства необычно выражены на одном знакомом мне гранитном надгробии мальчика 10-ти лет. На глубоком черном фоне изображена ночная дорога, по которой идет ребенок. Вокруг него светят звезды. Центр сюжета – фигура Христа.  Иисус протягивает мальчику руки с небес. Очень красиво и трогательно. Но подобные картины на камне – это недешевое удовольствие, потому что их не назовешь типовыми. Над ними вначале должны потрудиться художники, а это уже авторская работа – отсюда и цена.

Достаточно стоят и труды скульпторов, создающих резьбу на камне или дереве, скульптуры; ковщиков, делающих металлические уникальные модели. Например, скульптуры из гранита для кладбища заказывают за 60 — 70 тысяч, а большие варианты будут стоить тысяч 120 — 200. Мраморные же произведения дороже, они могут доходить до миллиона рублей.

Поэтому резные памятники не слишком часто встречаются. В основном ставят надгробия, оформленные более типично (гравированными цветами, голубями, распятиями, иконами, ангелами и так далее). Такой бюджетный дизайн предлагается практически в любой фирме, торгующей памятниками.

Материалы, из которых сегодня чаще всего делают надгробия.

Они тоже разнообразны, в том числе и по цене. При советской власти сплошь и рядом делали железные сварные обелиски и такие же гробнички к ним. Сейчас такие почти не встретишь, по крайней мере на новых захоронениях. Экономят по-другому. Например, до сих пор на могилах ставят разные памятники из искусственного камня – бетона или разных смесей на его основе – из так называемых гранитной и мраморной крошки. Они в изобилии появились где-то лет 20 назад и стяжали большую популярность из-за сравнительно низкой цены. Вначале они выглядели не очень, были унылыми, серыми или черными с видимыми вкраплениями щебня. Или просто серыми, если из чистого бетона. Теперь искусственный камень красивее, разнообразнее и внешне не сильно отличается от натурального. И формы у таких мемориалов самые разнообразные, даже иногда с барельефами или скульптурами. Но вот только служат они гораздо меньше мраморных, а тем более гранитных. Быстро лишаются лоска и вообще разрушаются. Моя однокурсница лет семь назад потеряла отца. Поставила ему памятник из мраморной крошки. Три года он выглядел нормально, потом потускнел, стал терять цвет. Сейчас уже трескается и крошится.

Ультрасовременными считаются не совсем пока обычные у нас памятники из других синтетических материалов – пластика и стекла. Для их производства используют соединения особенной прочности: стеклопластик, ударопрочное стекло – акриловое либо силикатное. Технологии, как говорится, шагнули вперед, что отразилось и на наших кладбищах, в основном на городских. Сама была свидетелем установки монумента из оргстекла с 3D портретом на одной могиле. Красиво, стильно, оригинально и впечатляюще. Но однажды, проходя мимо, я увидела следы грязи на стекле, такие, как будто в него чем-то кидали. Похоже, это подвиги местных вандалов. Хорошо, если они не попробуют стекло на прочность чем-то более тяжелым. А пластиковое изделие такие личности могут легко и просто повалить, ведь оно очень легкое и полое внутри.

Кроме вандалов, памятники из стекла и пластика могут попортить ветер, жара и мороз. Пластик от солнца выцветает и плавится, как и оргстекло. Сильные ветры опрокидывают полые внутри пластиковые формы. А низкие минусовые температуры способствуют растрескиванию даже суперпрочной пластмассы. Короче говоря, наши природно-погодные реалии (и, увы, менталитет) пока что голосуют против таких ритуальных ноу-хау. Они – за природный камень, который и красив, и надежен, и оформляется разнообразно, и стоит оптимально.

Еще я хочу вспомнить о совершенно необычных памятниках

в том числе сделанных своими руками. Такие встречаются не только за рубежом (о чем в Интернете довольно уже много написано), но и в России тоже. Расскажу только о том, что видела сама. На одном кладбище в Саратовской области есть могилка двух маленьких близняшек. На ней нет обычного надгробия. Весь участок заполнен небольшими раскрашенными скульптурками из бетона: мультяшные зайчики, белки, медвежата, даже волк и заяц из «Ну, погоди» есть. И Чебурашка с Геной тоже. В Псковской губернии, где живет моя родня, на одном из погребений я с удивлением увидела на большом постаменте… обычный велосипед. Старенький, покрашенный синей краской. Наверное, хозяин при жизни его очень любил. А в Воронежской области на одной из могил стоит обычный домик из кирпича под железной оцинкованной крышей. В одно из окошек смотрит цветной портрет мужчины, в другое – женщины. Это супружеское захоронение. Их последний дом. Не знаю, как относится к таким оригинальным решениям большинство. Лично я нахожу, что они имеют право на существование. Почему нет? Кстати, многие такие мемориалы вообще сделаны своими руками. Это ли не высшее проявление любви, особенного личного отношения к тому, кто ушел?

Конечно, гораздо проще положиться на установленную норму (которую так восхваляет Денис) и не заморачиваться ничем таким особенным. Однако это – подход от разума. Может, для современной Европы он и хорош. Нечего, мол, выделяться, давайте делайте, как все. Но мы-то в России живем. Мы руководствуемся не только разумом, но и чувствами. Для нас нормально проявлять чувства к покойным близким в том числе и через памятники, которые мы ставим на их могилах. И это вовсе не дикость – это любовь. Разве нет?

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недавно из Иерусалима приехала моя соседка Вера, с которой мы вот уже более 10-ти лет живем душа в душу: занимаем друг у друга соль и луковицы, по очереди присматриваем за нашими детьми, пьем по вечерам чай на кухнях, болтаем обо всем и так далее. Она всем своим близким привезла разные сувенирчики из этого библейского города: […]

Подробнее5.09.2016

Такие тяжелые потери всегда сопровождаются острыми чувствами и эмоциями, и это вполне нормально. К таким переживаниям относится чувство вины после смерти близкого.

Подробнее28.12.2015

up