Boeing 737

Крушение Boeing 737 в Эфиопии

11.03.2019           Комментариев к записи Крушение Boeing 737 в Эфиопии нет

Что произошло?

Boeing 737

Boeing 737

На этих выходных мир вновь потрясло сообщение о трагедии: утром 10 марта пассажирский Boeing 737 авиакомпании Ethiopian Airlines разбился через 6 минут после вылета из международного аэропорта Боле в столице Эфиопии. Лайнер направлялся в Кению по маршруту Аддис-Абеба — Найроби. Самолет вылетел из аэропорта в 08:38 по местному времени, в 08:44 связь с ним была потеряна.

157 человек погибших пассажиров и членов экипажа. Пассажиры являлись гражданами в общей сложности 35 стран. Всё это факты и сухие цифры, за которыми покалеченные судьбы родных, сложные процедуры опознания и расследования, бесконечные заключения, отчёты и выводы.

А я внезапно поймала себя на мысли, что никогда не задумывалась о том, как происходят расследования подобных катастроф. Есть ли специальные ведомства, расследующие крушения лайнеров, или все отдается на откуп прокуратуре, военным или другим структурам? Участвуют ли специалисты компаний, выпускающих воздушные суда, и какими нормативно-правовыми актами всё это регулируется.

Всё есть. И ведомства, и акты.

В нашей стране, к примеру, существует Межгосударственный авиационный комитет (МАК). А в США — Национальный комитет по безопасности перевозок (NTSB). В Англии подобное ведомство называется — Комитет по расследованию летных происшествий при Министерстве авиации. И, естественно, расследование проводит компания, чей борт пострадал, и компания, которая, выпустила самолёт.
Ethiopian Airlines считалась одной из самых безопасных авиакомпаний, и поэтому её генеральный директор лично заинтересован в расследовании и принимает в нём участие. Практически сразу после трагедии в официальном Твиттере авиакомпании появилось его фото на месте крушения.

Между прочим, это вторая за полгода трагедия, в которой фигурирует самолёт Boeing. Первая произошла в октябре 2018 года с бортом авиакомпании Lion Air. Тогда погибло 189 человек. Самолёт выполнял внутренний пассажирский рейс JT-610 по маршруту Джакарта—Панкалпинанг. Обломки самолёта были обнаружены в Яванском море в 13 километрах от западного побережья острова Ява.

На борту было 157 человек — никто не выжил.

На борту было 157 человек — никто не выжил.

Эти 2 масштабные трагедии, произошедшие с одной и той же моделью самолёта и с таким небольшим промежутком, стали причиной того, что в расследовании очень заинтересованы представители компании Boeing. В западных СМИ даже проскальзывали сообщения, что группа специалистов компании вместе с представителями Национального комитета по безопасности перевозок вылетели из США в Эфиопию. Но дальнейшего упоминания об участии их в расследовании я не нашла.

Также есть документ, который регулирует стандарты и процедуры проведения подобных расследований. Именуется он «Конвенция о международной гражданской авиации» или Чикагская конвенция. Конвенция, которая установила основные принципы работы международной авиации, в частности, правила полётов над территорией страны участницы, принцип национальной принадлежности воздушного судна, облегчение международных полетов, международные стандарты и рекомендуемую практику и т.д.

Документ был подписан 7 декабря 1944 г. в Чикаго, штат Иллинойс, США 52 государствами-участниками. В память об этом событии ежегодно, 7 декабря отмечается Международный день гражданской авиации, учреждённый Генеральной Ассамблеей ООН в 1996 году.

На основании именно этого документа страны, граждане которых пострадали в авиакатастрофе, вправе направить свои экспертные группы для ведения расследования, что сейчас и делается в ряде государств. К примеру, Франция и США уже объявили о том, что приступают к расследованию, и направляют своих специалистов.

Как расследуют?

Само расследование состоит из 3-х основных направлений,
Административное — это непосредственно организационная часть расследования. Приём родственников погибших, стран участниц расследования и пр.
Медицинское — идентификация останков и тел погибших, проведение лабораторных исследований и пр.
Лётное — самое основное направление, которое позволяет установить непосредственно причину, ответственного, обстоятельства, действия экипажа.

Также следственный орган обязан исключить или подтвердить криминальную версию (саботаж, теракт). Если такая версия подтвердилась, расследование передаётся в соответствующее ведомство.

Вот перечень методов, которые стандартно применяются в любом подобном расследовании:
1. Поиск четырех концов самолёта (для определения: распался в воздухе или от удара о землю);
2. Поиск речевого и бортового самописцев. Прослушивание;
3. Проверка радиопереговоров с диспетчером;
4. Сводка АТИС (грозы, град, микропорывы);
5. Поиск и сборка обломков (всех систем);
6. Испытание аналогичных моделей в аналогичных условиях
7. Испытания в симуляторе;
8. Исследование личных дел пилотов, психологический фактор
9. Проверка пассажиров по билетам и груза по накладным (вероятность теракта);
10. Опрос выживших, очевидцев;
11. Патологоанатомия трупов;
12. Просмотр видеозаписи крушения.

Завершается расследование предоставлением отчётов от каждой группы специалистов, на основании которых делается вывод.

Вывод, в любом случае, неутешительный. Потому что нельзя ничем оправдать гибель людей. Единственное, что есть надежда постараться избежать жертв в будущем.

Светлая память погибшим.

Светлая память погибшим.

А вообще, это погружение в статистику, отчёты, процедуры навело меня на мысль, что люди хоть и покорили небо, океаны, осваивают космос и стремятся за пределы вселенной, безотчётно паникуют при виде смерти. Разводят бурную деятельность, внимательно изучают, исследуют, записывают. Вроде и разбираются, а создаётся ощущение, что прячутся. От неотвратимости мысли о том, что каждый день всё может закончится вот так.
И, пожалуй, это неплохо. Это нормально.

Светлая память погибшим. И хочется добавить фразу, которая, увы, всё чаще пестрит в сети: «Чтобы все самолёты долетали…»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

up